Центральный банк рсфср был создан

В конце марта на собственном съезде Ассоциация российских банков (АРБ) обвинила Банк России в фаворитизме, указав, что многие решения принимаются кулуарно и в интересах небольшой группы лиц. Подобные обвинения указывают на то, что со стороны кредитных учреждений России существует огромное количество нерешаемых претензий к деятельности мегарегулятора. В связи с накалившейся ситуацией в банковском секторе России мы решили разобраться, что же представляет из себя Центробанк РФ и каковы его полномочия на самом деле.

Данный анализ основан на информации, предоставленной в свободном доступе. Как говорится, ничего личного, только факты.

История Центробанка РФ (Банка России) началась в далёком 1990 году.

13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был создан Государственный банк РСФСР, являющийся собственностью РСФСР и подотчётный Верховному Совету РСФСР.

16 августа 1990 г. Постановлением Президиума ВС РСФСР от 16.08.1990 N 146-1 было передано на баланс и в оперативное управление Государственного банка РСФСР и его управлений на местах объявленное собственностью РСФСР имущество, а также активы и пассивы других государственных банков.

А 2 декабря 1990 года тогдашний Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин подписал закон РСФСР № 394-I "О Центральном банке РСФСР (Банке России)".

Рассмотрим лишь некоторые его положения:

Статья 1. Центральный банк РСФСР (Банк России)

Центральный банк РСФСР (в дальнейшем по тексту настоящего закона — Банк России) является главным Банком Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и находится в ее собственности.

Банк России создается на основании настоящего Закона и подотчетен Верховному Совету РСФСР.

Банк России независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. Банк России вправе обратиться в государственный арбитраж РСФСР с требованием о признании недействительными актов этих органов, направленных на неправомерное вмешательство в деятельность Банка России.

Статья 2. Банк России — юридическое лицо

Правительство РСФСР не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России не несет ответственности по обязательствам Правительства РСФСР, кроме случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства.

Статья 9. Смета расходов и порядок распределения прибыли Банка России

Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех видов государственных и местных налогов, сборов и государственной пошлины.

Теперь посмотрим Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), принятого Президиумом Верховного Совета РСФСР c изменениями № 3860-1 от 10.11.1992г., № 2288 от 24.12.1993г.

Операции и сделки Банка России

Банк России имеет право предоставлять кредит Министерству финансов РСФСР на общих условиях сроком не более чем на шесть месяцев на покрытие разрывов между годовыми текущими бюджетными доходами и расходами, а также внутреннего государственного долга РСФСР.

Банк России в установленных Верховным Советом РСФСР пределах может покупать у Министерства финансов РСФСР государственные ценные бумаги при их первичном размещении или размещать их на комиссионных условиях.

Организация деятельности Банка России

Банк России самостоятельно организует свою деятельность, исходя из утверждаемых Верховным Советом РСФСР Основных направлений денежно-кредитной политики и с учетом других решений Верховного Совета РСФСР и его Президиума.

Отчетность Банка России

Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет на утверждение Верховному Совету РСФСР отчет по состоянию на 1 января. Отчет предварительно рассматривается Президиумом Верховного Совета РСФСР.

Верховный Совет РСФСР определяет независимую аудиторскую организацию для ежегодной проверки баланса и операций по счетам Банка России.

Вроде бы всё в порядке. Согласно данному закону созданный на базе Государственного республиканского Банка СССР новый Центральный банк РСФСР находится в собственности республики РСФСР, управляет собственностью РСФСР, подотчётен Верховному Совету РСФСР и проводит зависимую от собственника кредитно-денежную политику. К тому же он ещё и освобождается от уплаты всех видов налогов собственному государству.

А дальше начинаются чудеса.

С 25 декабря 1993 года, в день принятия Конституции Российской Федерации, в законе № 394-I "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" произошли небольшие, но довольно существенные, изменения.

Во-первых, были удалены все словосочетания "Верховный Совет РСФСР", что позволило убрать всю подотчётность новоиспечённого Банка России органам государственной власти.

Во-вторых, часть положений закона была отменена (. ) за счёт вступления в силу новой Конституции РФ, что ещё больше отдалило деятельность Банка России от Государства.

Напомним, что создавался Банк России на государственной базе, и его собственником являлась РСФСР в составе СССР. Созданная же Российская Федерация назвала себя правопреемницей СССР, что ведёт за собой и передачу всей собственности Советского Союза, в том числе и Центрального банка РСФСР. О чём красноречиво говорит неизменённая первая часть статьи 1 закона № 394-I "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" в редакции от 25 декабря 1993 года.

Кстати, изменения в закон № 394-I "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" проводились 25 декабря 1993 года на основании Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288 "О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации". Ссылка http://www.alppp.ru/law/konstitucionnyj-stroj/konstitucii—ustavy-subektov-federacii/1/ukaz-prezidenta-rf-ot-24-12-1993—2288.html

В Конституции РФ от 1993 года, в статье 75 указано:

  1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
  2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Получается, что в Конституции РФ от 25 декабря 1993 г. указан Центральный Банк РФ, а в редакции закона о Центральном банке указан совсем другой банк — Центральный банк РСФСР.

26 апреля 1995 г. Федеральным законом от N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" были сделаны кардинальные изменения:

(Даны выдержки из статей закона)

Статья 1. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В данной статье указано совершенно другое название Банка России. Отсутствует указание на принадлежность к государственной либо частной собственности.

  1. Статья 2. Банк России не регистрируется в налоговых органах.

То есть новоиспечённый Центральный банк РФ является нерезидентом в Российской Федерации (может быть иностранным учреждением), а следовательно не имеет права платить налоговые отчисления в казну государства.

Статья 4. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу:

Устав Центрального банка РСФСР (Банка России) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 29, ст. 1012).

То есть Федеральный закон N 65-ФЗ от 26 апреля 1995 г. (Российской Федерации. ) ликвидирует Устав Центрального банка РСФСР!

В Уставе Центрального банка РСФСР (Банка России) указано:

Порядок ликвидации Банка России

Банк России может быть ликвидирован в случае принятия соответствующего закона РСФСР. Порядок и сроки проведения ликвидации устанавливает Президиум Верховного Совета РСФСР или уполномоченный им орган.

После прочтения данного закона создаётся впечатление, что Центральный банк РСФСР и Центральный банк РФ — две совершенно разные по статусу и принадлежности организации.

В Уставе Центрального банка РСФСР (Банка России)

Банк России ИМЕЕТ ПРАВО ПРЕДОСТАВЛЯТЬ КРЕДИТ МИНИСТЕРСТВУ ФИНАНСОВ РСФСР на общих условиях сроком не более чем на шесть месяцев на покрытие разрывов между годовыми текущими бюджетными доходами и расходами, а также внутреннего государственного долга РСФСР.

А в Федеральном законе от 26 апреля 1995 г. N 65-ФЗ:

Банк России НЕ ВПРАВЕ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ КРЕДИТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк России НЕ ВПРАВЕ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ КРЕДИТЫ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТОВ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Как может Государственный Центральный банк РСФСР перестать финансировать государство, чьей собственностью он является? Или это уже не Государственный Банк РСФСР? Кто перевёл его в частные руки, и кто занимался хищением государственной собственности РСФСР? Или, может быть, это всё-таки другой банк под новым названием — Центральный банк РФ?

Постановление Президиума Верховного совета РСФСР от 24 июня 1991 г. N 1483-1 "Об утверждении Устава Центрального банка РСФСР (Банка России) подписал Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин.

А Федеральный закон от 26 апреля 1995 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" подписал, ВНИМАНИЕ. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин.

Какие же должны быть полномочия у одного и того же человека, что позволяют ему подписывать документы двух различных государств? Или же здесь присутствует факт сокрытия мошеннических действий по хищению государственной собственности и незаконному присвоению полномочий?

Не будем ничего утверждать, мы предоставляем только факты, по которым возникают вполне закономерные вопросы, требующие ответов.

Согласно пункта 1 статьи 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Заметьте, не Российский рубль, а просто — рубль. Посмотрев на любую купюру можно увидеть только одну надпись принадлежности данной бумаги — БИЛЕТ БАНКА РОССИИ. На Советском рубле было указано, что тот является ГОСУДАРСТВЕННЫМ КАЗНАЧЕЙСКИМ БИЛЕТОМ и обеспечивается золотом, драгоценными металлами и прочими активами Государственного Банка. "Российский" рубль не имеет ничего подобного и привязан только к Центральному банку РФ, то есть, по сути, является его товаром, не более. И следовательно имеет хождение только на территории, подконтрольной Центральному банку РФ.

Отсюда возникает закономерный вопрос. Так как Российская Федерация интегрирована в мировую экономику, то должны быть механизмы для конвертации данного "российского" рубля или другие формы межгосударственных расчётов.

На сайте Центрального банка РФ присутствует прелюбопытная страница под названием Официальные курсы Госбанка СССР. Ссылка http://www.cbr.ru/currency_base/GosBankCurs.aspx

Мы можем выбрать любой период вплоть до сегодняшнего и увидим, что Центральный банк РФ проводит все международные взаиморасчёты рублями Госбанка СССР (советскими рублями). Для примера, курс Советского рубля к доллару США на март 2017 года составляет почти 56 копеек за 1 доллар.

Что же это может означать? Скорее всего, то, что весь финансовый мир за границами "бывшего" СССР признаёт только Советский рубль, и только он котируется. Финансовый зарубежный мир ничего не знает о "российском" рубле, а даже если и знает, то не работает с ним по простой причине — "российский" рубль — НИЧЕМ НЕ ОБЕСПЕЧЕННАЯ БУМАГА — обычный купон для неких внутренних расчётов в любом обществе, например, в Российской Федерации.

Читайте также:  Что изображено на русских купюрах

Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР N 2066-1 от 20 декабря 1991 года "О ходе выполнения постановления Верховного Совета РСФСР "О финансово-кредитном обеспечении экономической реформы и реорганизации банковской системы в РСФСР" и о Государственном банке СССР" Госбанк СССР был упразднён, и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы Центральному банку РСФСР (Банку России).

Выше мы уже разбирали факты "трансформации" Центрального банка РСФСР в Центральный банк РФ. Но.

Раз вместо "российского" рубля до сих пор в мире производятся расчёты в рублях Госбанка СССР, то Госбанк СССР не был упразднён и Советский рубль до сих пор имеет хождение ВЕЗДЕ, кроме Российской Федерации. Иначе на сайте Центробанка РФ было бы написано — "Официальные курсы Центрального банка РСФСР" или "Официальные курсы Центрального банка РФ".

К выше сказанному можно ещё добавить, что согласно статьям 3 и 4 Федерального закона N 86-ФЗ от 10 июля 2002 года Центральный Банк РФ не имеет право проводить международные взаиморасчеты. Ссылка http://base.garant.ru/12127405/

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

Центробанк РФ может только определять порядок и осуществлять контроль за валютными операциями. Отсюда вопрос. Кто имеет право, и кто проводит межгосударственные расчеты?

В статье 9 закона РСФСР № 394-I от 2 декабря 1990 года "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" указано, что Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех видов государственных и местных налогов, сборов и государственной пошлины.

Также в статье 2 Федерального закона N 65-ФЗ от 26 апреля 1995г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" присутствует, что Банк России не регистрируется в налоговых органах.

Но согласно выписке ЕГРЮЛ, в сведениях об учёте юридического лица в налоговом органе записано, что Центральный банк РФ был зарегистрирован в качестве налогоплательщика 08 мая 2003 года.

Исходя из вышеуказанных данных, становится понятно, что Центральный банк РСФСР был зарегистрирован в налоговых органах и при этом освобождён от всех видов налогов. Но Центральный банк РФ было запрещено даже регистрировать. Тем не менее, при определённых обстоятельствах его все-таки пришлось регистрировать, что и было сделано 08 мая 2003 года (спустя 8 лет после создания).

У вас тоже возник вопрос: Как может государственный банк быть нигде не зарегистрированным? Или все-таки негосударственный? Тогда чей?

А теперь вопросы к юристам:

Вопрос 1: Является ли Центробанк РФ легитимным финансовым органом России и правопреемником Госбанка СССР?

Не будем заново перечислять описанное выше, скажем только, что юридических нестыковок гораздо больше, чем представлено. И вкупе всё это очень даже может прерывать правопреемственность.

Вопрос 2: Как может Центральный банк РСФСР подчиняться новой Конституции РФ в то время, как в ней указана совсем другая организация (Центральный банк РФ)?

Центральный банк РСФСР просуществовал законодательно до 26 апреля 1995 года, т.е. ЕЩЁ ПОЛТОРА ГОДА после принятия Конституции РФ, до очередной редакции закона РСФСР N 394-1 "О Центральном банке РСФСР (Банке России)", который и "переименовали" в апреле 1995 г. в Федеральный закон N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Ни в законе N 65-ФЗ от 26 апреля 1995 г., ни в редакциях закона № 394-I от 02 декабря 1990 г. не указано о переименовании Центрального банка РСФСР в Центральный банк Российской Федерации. Также отсутствует Указ о создании Центрального банка Российской Федерации.

Вопрос 3: Существуют ли полномочия у Президента РФ издавать и подписывать документы для организаций со статусом РСФСР, входящей в СССР?

Напомним, что ликвидировать Центральный банк РСФСР согласно его Устава можно только в случае принятия соответствующего закона РСФСР, но никак не Российской Федерации. Также изменять статус Центрального банка РСФСР может только Верховный Совет РСФСР.

Вопрос 4: Куда делась государственная собственность РСФСР в виде Центрального банка?

В законе № 394-I от 2 декабря 1990 г. указано, что Центральный банк РСФСР находится в её собственности. В Федеральном законе N 65-ФЗ от 26 апреля 1995 г. все сведения о принадлежности к собственности РСФСР волшебным образом исчезли, к тому же не указано, что Центральный банк перешёл в собственность Российской Федерации. Следовательно государственная собственность РСФСР перешла в частную либо иностранную собственность.

Вопрос 5: Как может Центральный банк Российской Федерации, управляющий всеми внешними и внутренними финансовыми потоками страны, не быть зарегистрирован в налоговых органах? Почему не регистрировался главный финансовый орган России в течение 8-ти лет после создания?

Согласно официальной выписке ЕГРЮЛ по Центральному банку РФ, в сведениях об учёте юридического лица в налоговом органе записано, что Центральный банк РФ был зарегистрирован в качестве налогоплательщика 08 мая 2003 года.

Вопрос 6: Почему Центральный банк работает на внешнем финансовом рынке по курсам Госбанка СССР? Если Центральный банк РФ не имеет права сам производить межгосударственные расчёты, то кто имеет право, и кто их проводит?

Центральный банк имеет право работать только с собственным товаром — "российским" рублём, и только на территории РФ. В мировом финансовом мире он имеет право только учитывать и определять порядок проведения расчётов.

Вопрос 7: Не являются ли все вышеуказанные действия по изменению законодательства "О Центральном банке. " сокрытием деятельности по хищению государственной собственности, а также незаконному присвоению Центральному банку РФ (частной организации) полномочий и активов государственного Центрального банка РСФСР?

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Наверное, каждый человек знает о существовании Центробанка, но оцениваем ли мы его истинную важность? Для поддержания порядка в Государстве, в частности, в экономической сфере, необходимо иметь четкую финансовую структуру. Гарантией стабильной работы является распределение ответственности и полномочий между субъектами экономики. Каждое Государство мира должно имеет орган независимого контроля над финансовой и экономической деятельностью. В Российской Федерации таким органом выступает Центральный Банк.

История становления главного российского банка

Уже издавна было понятно, что финансовую систему необходимо регулировать централизованно. Первый Банк, который выполнял функции современного Центробанка (но не все) был учрежден в 1860 году. С течением времени изменялось его название, председатели, экономическая и политическая ситуация, а вот непосредственным предшественником Центробанка был Госбанк, который начал свое существование в конце 1987 года.

Это был республиканский банк, созданный при СССР, который представлял отчет о своей деятельности Верховному Совету Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Он так и назывался — «Государственный Банк РСФСР».

В процессе распада СССР властями было принято решение преобразовать Банк РСФСР. И уже 13 июля 1990 года был учрежден Центробанк, и начал он свою законную деятельность в соответствии с принятым законом «О Центральном Банке РСФСР» №394-1 от 2 декабря 1990 года.

Центральному Банку присвоили статус юридического лица, провозгласили главным банком, который, так же как и Госбанк, должен был представлять отчеты о своей деятельности Верховному Совету РСФСР. Фактически, Центральный Банк стал преемником Госбанка.

С ноября 1991 года на Центральный Банк возлегли полномочия по главнейшим функциям, а именно, по эмиссии рубля и определению его курса. Таким образом, в его обязанности вошло полное монопольное регулирование республиканской экономики.

После окончательного распада СССР и появления нового, самостоятельного Государства, Центробанк ФСРСР переименовали на «Центральный Банк Российской Федерации». Все активы, пассивы и имущество советского банка были переданы ЦБ РФ.

С появлением Центробанка в России произошли сильнейшие структурные изменения в экономике:

  1. Все прошлые республиканские филиалы спец. банков преобразовали в сеть коммерческих банков;
  2. Новый финансовый регулятор изменил систему счетов (нововведением стали расчетно-кассовые центры — РКЦ);
  3. В России появился легальный валютный бизнес (С 1992 года ЦБ начал осуществлять куплю/продажу валют).

Центральный Банк был уполномочен устанавливать и определять официальные котировки (отношение иностранных денежных единиц к российскому рублю). К прямым заслугам Центрального Банка РФ так же относится и организация стабильного РЦБ (рынка ценных бумаг).

В сентябре 1993 года Центробанк решил переложить часть своих функций на другой исполнительный орган и предложил свою идею Правительству. Таким образом, на помощь работе Центробанка была создана новая федеральная служба под названием Федеральное Казначейство. В основные обязанности Казначейства в то время входило:

  1. Обеспечивать исполнение федерального бюджета;
  2. Осуществлять кассовое обслуживание исполнения бюджетов;
  3. Контролировать ведение операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями и получателями (а так же, вести предварительный контроль).

В 1995 году у Центробанка функционировала система, которая заключалась в осуществлении тотальной проверки действующих коммерческих банков и механизмов валютного регулирования. Данная система поддерживала банковскую систему в стабильности.

С момента распада СССР до первого Российского кризиса Центральным Банком была проделана колоссальная работа по формированию экономических устоев страны, а так же ее финансовой стабильности. Тем не менее, в 1998 году страну постиг тяжелый экономический кризис, основной причиной которому послужила неэффективная макроэкономическая политика властей. И уже в середине августа 1998 года Правительство России объявило заявление Центробанка о техническом дефолте основных видов государственных ценных бумаг.

После кризиса произошло смена состава Правительства Государства и руководителя Центробанка. Для экономической реабилитации были предприняты следующие меры:

  1. Смягчение монетарной политики;
  2. Сдерживание роста цен на монопольную продукцию;
  3. Реструктуризация банковской системы с целью повышения ликвидности коммерческих банков;
  4. Создание АРКО (Агентства по реструктуризации кредитных организаций);
  5. Создание МКК (Межведомственный координационный комитет содействия развитию банковского дела в России).

3 марта 2014 года было принято решение упразднить Службу Банка России по финансовым рынкам (СБРФР). Полномочия, которые раньше осуществлялись СБРФР (а это контроль и регулирование субъектов финансовых рынков), были переданы Центральному Банку Российской Федерации. К концу 2014 года ЦБ РФ перешел к режиму «плавающего» валютного курса, то есть отказался от совершения валютных операций с целью влияния на динамику курса рубля. До настоящего времени Центральный Банка во главе с Председателем Эльвирой Набиуллиной, выступает против введения изменений в систему валютного контроля.

Читайте также:  Страховое общество евроинс отзывы

Руководители Центробанка

Председатель Банка России – это официальный руководитель Центрального банка Российской Федерации. Руководитель действует от имени Банка России и представляет его интересы. Как и любой начальник, председатель ЦБ имеет право назначать на должность сотрудников, а так же освобождать от должности, в том числе и заместителей председателя Банка, а так же возлагает на них определенные обязанности.

Естественно каждый нормативный или финансовый документ проходит через проверку и подписывается председателем ЦБ.

Интересный момент! Когда на заседании совета директоров ЦБ РФ в голосовании по определенному вопросу имеется равенство голосов, то голос председателя Банка России является решающим.

Кандидатура Председателя Центрального Банка предлагается Государственной Думе президентом. Для утверждения кандидатуры на должность необходимо пройти процедуру голосования, по стандартам которого, выигрывает кандидат, набравший максимальное количество голосов. Срок правления на данной должности ограничен 4 годами, а вот максимум занимать данный пост разрешается законом не более 3 сроков подряд.

Центральный Банк появился еще в далеком 1860 году, а если быть точнее, 11 июня. Только назывался он по-другому, по-царски: «государственный Банк Российской империи». В Таблице указаны основные председатели Центрального Банка с 1980 года по настоящее время, а так же название банка в то или иное время.

Наименование Банка Председатели Правления
Государственный Банк Российской Империи (1860-1917) Штинлиц

Шипов

Народный Банк РСФСР (1917-1920) Пестковский

Ганецкий

Государственный Банк СССР (1921-1991) Шейнман

Зверев

Центральный Банк Российской Федерации (1991- по сегодняшний
день) Матюхин

Набиуллина (на сегодняшний день)

С 24 июня 2013 года и по настоящее время Председателем Правления Центробанка является Эльвира Сахипзадовна Набиуллина. Предыдущий Председатель, Сергей Михайлович Игнатьев, входит в Совет директоров Банка в должности советника Председателя.

Помимо Председателя банком управляет Совет Директоров, в котором числится 14 человек, включая Набиуллину. Члены Совета Директоров назначаются Государственной Думой сроком на 5 лет. В обязанности совета входит проведение заседаний, не менее 1 раза в календарный месяц. У Банка России в помощниках числится еще один коллегиальный орган – национальный финансовый совет, состоящий из 12 человек, включая председателя. Собрания совета должны совершаться не реже одного раза за квартал.

К основным функция национального совета относят:

  1. Утверждение предложений совета директоров;
  2. Рассмотрение вопросов, касающихся совершенствования банковской системы РФ;
  3. Выбор оптимального варианта основных направлений единой денежно-кредитной политики государства из всех предложенных;
  4. Назначение на должность главного аудитора ЦБ и определение аудиторской организации (аудитора годовой финансовой отчетности);
  5. Рассмотрение вопросов по текущей деятельности Центробанка.

Интересный момент! Участники Национального Финансового Совета (НФС) не являются сотрудниками Центробанка и не получают вознаграждения за свою деятельность (за исключением председателя банка).

Отличительные особенности Центрального Банка России

Главной отличительной особенностью Центробанка уже является его название. Центр – это символ основы чего либо, получается, что Центральный Банк РФ является «центром» всех банков страны. Отсюда и его привилегии: абсолютная монополия эмиссии денежных знаков, регулирование устойчивости национальной денежной единицы, наделение имущественной и финансовой независимостью.

Еще одним принципиальным отличием Центробанка от прочих российских банков является то, что он не оказывает финансовые услуги населению и не кредитует частный бизнес, а является регулирующим органом финансово-экономической системы страны, выступает как бы связывающим звеном между субъектами экономики и Правительством.

Обратите внимание! Получение прибыли не является целью деятельности Банка России!

Уникальность Центрального Банка РФ заключается в том, что он сочетает в себе некоторые черты коммерческого учреждения и государственного ведомства.

Правовой статус как главная отличительная особенность Банка России

Уникальный российский Банк выступает как особый публично-правовой институт в экономической системе страны.

Определяющим звеном правового статуса Центрального Банка является принцип независимости, суть которого отражена в Конституции РФ (статья 75), а так же в первых двух статьях Федерального Закона №86 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года.

Что же такое принцип независимости? В буквальном понимании, данный принцип означает исключительное право Банка на денежную эмиссию и организацию денежного и валютного обращения.

ЦБ РФ не отвечает по обязательствам ни государства, ни кредитных организаций, и у них это взаимно.

Интересный факт! Банк России имеет право защищать свои интересы в суде! (В том числе в международных судах, а так же судах иностранных государств и третейских судах).

Парадоксальные моменты

Если хорошо вникнуть в правовой статус Центрального Банка, можно заметить несколько парадоксальных моментов. Например, в 75 статье Конституции РФ указано, что ЦБ РФ имеет особый конституционно-правовой статус, который дает ему исключительное право на монопольное осуществление денежной эмиссии и обеспечении устойчивости рубля, независимо от органов государственной власти. То есть, фактически, Банк не зависим в своих решениях, а учитывая функции, которые он выполняет, Центробанк может быть приравнен к государственному органу власти. Но, фактически, банк таковым не является.

А так же нелогичные моменты можно выделить в плане независимости Центробанка. Принцип независимости отражается так же и в финансовой независимости Банка, здесь все просто: свои расходы он осуществляет за счет собственных доходов. А вот уставный капитал и прочее имущество Центробанка принадлежит Федерации, то есть, является федеральной собственность, а не собственностью банка (вот такая вот независимость).

Все имущество Центрального Банка принадлежит Российской Федерации, но, при этом изъятие имущества без согласия Банка России не допускается.

И вообще все полномочия по пользованию, распоряжению и владению имуществом Центробанка осуществляется самим Банком, в соответствии с установленными государственными целями.

Функциональные обязанности Центробанка Российской Федерации

Центральный Банк РФ является юридическим лицом и действует согласно четко оговоренных правительственных рамок. Функции, выполняемые Центробанком, одновременно являются его обязанностями. Банк России, трудясь во благо государству, обязан:

  1. Обеспечивать устойчивость национальной валюты и стабильность российской финансовой системы;
  2. Следить за темпами инфляции, при необходимости вести работу для снижения показателя;
  3. Разрабатывать единую денежно-кредитную политику государства;
  4. Отчитываться по своей деятельности Государственной Думе Федерального Собрания РФ;
  5. Повышение финансовой грамотности (культуры) населения;
  6. Контролировать деятельность всех коммерческих банков (наблюдать за экономическими результатами, руководствуясь отчетами банковских субъектов, организовывать проверки выполняемых ими операций);

Все вышеперечисленные функции, Банк выполняет, основываясь на утвержденные Инструкции и Положения.

Банковское регулирование как одна из особенных функций Центробанка

Для того чтобы система функционировала как слаженный механизм, необходимо строгое соблюдение правил «поведения» каждого субъекта звена данный системы. Это же касается и банковской сферы. Центральный банк ведет контроль над соблюдением правил и порядка всеми остальными «нецентральными» банками.

Банковская деятельность считается законной лишь в том случае, если у него имеется лицензия на работу. Данная лицензия выдается Банком России. Для того чтобы коммерческому банку получить заветное разрешение и начать законно осуществлять свою деятельность, его учредителям необходимо представить Центробанку определенную документацию. Примерный перечень документов для рассмотрения выдачи лицензии выглядит так:

  1. Ходатайство о выдаче лицензии;
  2. Устав (и прочие учредительные документы);
  3. «Бизнес-план» действий (в котором указывается характер будущих банковских операций и масштаб функционирования);
  4. Декларации о доходах учредителей, а так же аудиторское заключение о финансовом положении учредителей банка.

На Банк России возложен контроль и над некредитными организациями (это ломбарды, микрофинансовые организации, бюро кредитных историй, негосударственные пенсионные фонды и другие).

В рамках регулирования и контроля деятельности банков Центральный Банк России проверяет их финансовую отчетность, но не сам, а по средствам еще одного своего помощника – аудиторской службы. Аудиторские фирмы, которые занимаются банковским аудитом, тоже должны получить лицензию на осуществление своей деятельности. Данную лицензию так же выдает Центробанк.

Если по итогам проверки выявится, что банк или другое кредитное учреждение не соблюдает требований, установленных законом, то Центробанк вправе лишить данную организацию лицензии. Данная функция возложена на Банк России для оздоровления банковского сектора. В настоящее время борьба с кредитными организациями, которые проводят сомнительные операции или имеют на балансе некачественные активы, продолжается в более ужесточенной форме. За 2017 год Центробанк лишил лицензии 50 кредитных организаций, а за последние четыре года – более 350 банковских субъектов.

На комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В течение под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

В поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

Читайте также:  Банк хоум кредит пермь часы работы

С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.

Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).

Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информация о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.

Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, — это фиктивная капитализация банков.

С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» и Инструкцию «Об обязательных нормативах банков».

В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание «О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию», в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

С принятием Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.

В 2004 г. на основании Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» Банк России издал Инструкцию «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием», в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.

В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года».

В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

Основными задачами развития банковского сектора являются:

— усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

— повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;

— повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;

— предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

— развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;

— укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

В 2008 году, в связи с кризисом ипотечного кредитования в США и острым дефицитом ликвидности на международных финансовых рынках, изменились условия проведения денежно-кредитной политики. Банк России увеличил объемы рефинансирования коммерческих банков. Был разработан аукционный механизм размещения свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах. При этом с целью существенного снижения инфляции Банк России активно использовал доступные ему инструменты денежно-кредитной политики — процентные ставки, нормативы обязательных резервов, валютный курс рубля. В сентябре 2008 г. в результате обострения мирового финансового кризиса ситуация в экономике России кардинально изменилась. Резкое падение мировых цен на нефть и другие экспортируемые Россией товары привело к ухудшению состояния платежного баланса страны. К концу 2008 г. сформировавшийся осенью 2008 года валютный курс рубля перестал соответствовать экономическим реалиям. Поэтому была проведена постепенная девальвация рубля. 23 января 2009 года верхняя граница валютного коридора стоимости бивалютной корзины была установлена на уровне 41 рубль.

Начавшийся осенью 2008 года мощный отток частного капитала, сопровождался резким падением цен на акции на российских фондовых биржах. Российские компании и банки оказались отрезанными от иностранных источников финансирования.

В условиях мощного оттока вкладов населения, отсутствия возможности у российских банков получить кредиты за рубежом, свертывания рынка межбанковского кредитования ухудшилась ситуация с ликвидностью кредитных организаций. Некоторые банки начали задерживать платежи и выдачу средств со вкладов населения. В октябре 2008 г. отток вкладов населения из банков достиг своего максимума. Начался рост просроченной задолженности по кредитам и стагнация банковского кредитования реального сектора и населения. В результате усиливавшегося недоверия банков друг к другу резко снизились объемы операций межбанковского кредитования. В это время Банк России основные усилия направил на предотвращение массового банкротства российских банков.

С целью пополнения банковской ликвидности неоднократно принималось решение о снижении нормативов обязательных резервов. Был значительно расширен перечень активов, принимаемых Банком России в залог при рефинансировании банков. В течение 2009 г. 10 раз снижались ставка рефинансирования Банка России и другие ставки по операциям Банка России с кредитными организациями. С 24 апреля 2009 г. до конца года ставка рефинансирования снизилась с 13% до 8,75%.

Был создан временный механизм поддержания межбанковского рынка в условиях кризиса, который предусматривал компенсацию Банком России до 90% убытков, понесенных банками-кредиторами при межбанковском кредитовании банков, у которых была отозвана лицензия.

Для быстрого и масштабного пополнения рублевой ликвидности банковской системы был разработан механизм предоставления Банком России кредитным организациям кредитов без обеспечения («беззалоговых» кредитов).

Одним из способов увеличения капитала банков стало предоставление им за счет государственных средств субординированных кредитов. Кроме того был разработан механизм приобретения государством привилегированных акций банков, нуждающихся в пополнении капиталов, с оплатой их специальными облигациями федерального займа.

Совместно с Агентством по страхованию вкладов Банк России провел большую работу по санации проблемных банков. В большинстве случаев к санации и отзыву лицензии у крупных и средних банков привело кредитование этими банками бизнеса своих собственников.

Банк России предоставлял кредиты на льготных условиях крупным финансово устойчивым банкам в случае их готовности приобрести за символическую сумму контрольный пакет акций проблемного банка и за счет полученных средств осуществить его санацию. В результате предпринятых мер кризис ликвидности банковского сектора был погашен, массовое банкротство банков предотвращено. Ситуация относительно стабилизировалась.

В течение 2010 г. по мере улучшения ситуации в банковском секторе Банк России постепенно сворачивал специальные антикризисные механизмы. К концу 2010 г. было полностью прекращено предоставление Банком России кредитов без обеспечения.

В первой половине 2010 года в условиях быстро снижающейся инфляции, низкого совокупного спроса на товары и услуги, вялого роста банковского кредитования Банк России четыре раза принимал решения о снижении своих процентных ставок. За первые 5 месяцев 2010 г. ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75%.

С середины 2010 г. макроэкономическая ситуация начала изменяться. Начиная с августа инфляция стала расти. В конце декабря на фоне растущей инфляции было принято решение о повышении процентных ставок на 0,25% по привлекаемым Банком России депозитам.

В начале 2011 года Банк России продолжил ужесточение денежно-кредитной политики. В целях снижения инфляции в январе было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов. В феврале Банк России объявил о еще одном повышении нормативов обязательных резервов и о повышении большинства процентных ставок Банка России, включая ставку рефинансирования, на 0,25%. В марте 2011 г. вновь было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов.