Что означает рентабельность продаж

Какая формула рентабельности продаж наиболее удобна и проста в использовании? Без показателя рентабельности — информации об эффективности использования ресурсов — трудно судить об успехах компании. Данные об этом коэффициенте являются базовым критерием оценки финансовых результатов коммерческой организации в отчётном периоде. Рассказываем, в чём экономический смысл показателя рентабельности, какими способами его можно посчитать, есть ли у него границы нормальности и приводим понятный пример расчёта.

Рентабельность продаж

Цель любой коммерческой организации — получить максимальную прибыль. На словах это звучит просто, но на практике не всегда очевидно, правильную ли стратегию выбрала компания для достижения предельно высокого дохода. Поэтому финансовую картину предприятия всегда анализируют с помощью вычисления объективных показателей, которые продемонстрируют верность выбранного направления. Один из них — рентабельность.

Рентабельностью называется условный показатель, который характеризует экономическую эффективность предприятия. Он отображает, насколько успешно компания использует имеющиеся ресурсы, сколько прибыли приносит каждый вложенный рубль или сколько прибыли в каждом полученном рубле. Сложно назвать более ёмкий и достоверный коэффициент, который настолько точно мог бы обрисовать финансовое положение коммерческой организации.

У данного коэффициента много разновидностей, в этом материале мы остановимся только на одной из них. Рентабельность продаж — это что такое простыми словами? Это финансовый результат деятельности торговой организации, выражающийся как количество прибыли в каждой вырученной денежной единице. Чем этот показатель больше, тем эффективнее работает компания и тем больше средств она зарабатывает.

Как правило, рентабельность — это отношение операционной прибыли к объёму продаж. Операционная прибыль считается как разница между выручкой, себестоимостью и расходами по обычной деятельностью. Есть несколько методик расчёта, подробнее на которых мы остановимся в следующем разделе.

В повседневной речи это слово часто выступает синонимом прибыльности. «Рентабельный» означает «выгодный» или прибыльный», «нерентабельный» — «невыгодный», «убыточный».

Экономический смысл показателя

Расчёт рентабельности, как и вычисление любого экономического показателя, имеет целью охарактеризовать финансовое положение организации с помощью объективных данных о доходах. Что показывает рентабельность продаж? В широком смысле этот коэффициент отображает:

  • сколько прибыли принёс каждый вложенный рубль;
  • сколько прибыли в каждом заработанном рубле.

Данные создают объективную картину экономического состояния компании и её успехов на рынке. Анализ в динамике покажет, должна ли организация что-то менять в ценовой политике, менять ассортимент, работать над маркетингом. Результат вычислений укажет, верны ли экономические, административные, технологические, кадровые преобразования.

Коэффициент рентабельности продаж означает экономическую эффективность предприятия в целом.

Валовая рентабельность — это обобщённые сведения о вырученных доходах по всем направлениям работы. Например, если ассортимент торговой точки включает десятки позиций, очевидно, что они будут приносить разный доход. Их суммарный средний показатель, без учёта крайних максимальных и минимальный позиций, и является валовым.

Чистая рентабельность — это показатель, который считается как отношение чистой прибыли к выручке.

Отрицательная рентабельность означает, что компания не зарабатывает, а терпит убытки. Получается, что каждый вложенный рубль не приносит доходы, а требует дополнительных затрат. Организация должна срочно изменить что-то: ценообразование, ассортимент, издержки. В противном случае неизбежно банкротство, закрытие и долги.

Читайте также:  Что означает бик банка получателя

Формула расчета коэффициент рентабельности продаж

Как рассчитать рентабельность продаж? Существует несколько вариантов. Они отличаются используемыми данными. Для вычисления могут использоваться данные о выручке, валовой и операционной прибыли. Самый простой способ расчёта, использовать формулу:

РП = ВП / В

  • РП — рентабельность продаж;
  • ВП — валовая прибыль;
  • В — выручка.

Выручка — это произведение объёма продаж и цены единицы продукции. Однако её обычно не приходится считать специально — она известна из бухгалтерской документации. Валовая прибыль считается как разница между выручкой и себестоимостью, поэтому формула РП может принять другой вид:

РП = (В — С) / В

Если вы хотите посчитать по бухгалтерскому балансу, используйте одну из следующих формул:

  • РП = строка 2100 / (строка 2110 х 100);
  • РП = (строка 2330 + строка 2330) / (строка 2110 х 100);
  • РП = строка 2400 / (строка 2110 х 100).

Выбирайте любой удобный вариант расчёта. Все они покажут достоверные данные о коммерческих успехах предприятия.

Нормативное значение

У рентабельности нет нормативного значения. Этот показатель отслеживают в динамике: хорошим знаком считается стабильность или рост, плохим — падение. Если выбранные цены и режим работы покрывают все расходы предприятия, позволяют выплачивать зарплаты, наращивать темпы и приносят доход владельцу, поводов для беспокойства нет.

Уровень рентабельности может быть:

  • от 1% до 5 — низким;
  • от 5% до 20% — средним;
  • от 20% до 30% — высоким;
  • от 30% — сверхвысоким.

Если упростить, но нормальным окажется, если за каждый вложенный рубль предприятия получит от 5 до 30 копеек. Если больше 30 копеек — очень хорошо, если меньше 5 — плохо.

Пример расчета рентабельности

Рассмотрим практический пример расчета рентабельности продаж. Ассортимент торговой точки составляет 15 наименований стоимостью от 75 до 300 единиц. Выручка за первый месяц составила 120 500 рублей, при этом себестоимость товаров равна 88 тысячам. Считаем:

(120 500 — 88 000) / 120 500 = 0,26 (26%).

Это значение считается высоким, то есть у магазина правильно установлены цены, его продукция пользуется спросом. Можно продолжать работать по аналогичной стратегии.

Заключение

Расчёт рентабельности покажет, насколько успешно компания использует имеющиеся ресурсы, сколько прибыли приносит ей каждый вложенный рубль. Нормативное значение как такое отсутствует, норма для одной отрасли может отличаться от нормы другой. Хорошим показателем считается значение от 10% до 30%. Для вычисления потребуется знать данные о выручке и себестоимости.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность предприятия комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.

В общем смысле рентабельность продукции подразумевает, что производство и реализация данного продукта приносит предприятию прибыль. Нерентабельное производство — это производство, не приносящее прибыли. Отрицательная рентабельность — это убыточная деятельность. Уровень рентабельности определяется с помощью относительных показателей — коэффициентов. Показатели рентабельности можно условно разделить на две группы (два вида): рентабельность продаж и рентабельность активов.

Рентабельность продаж

Рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период. Формула рентабельности:

Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний.

Читайте также:  Банкомат не работает сбербанк фото

Помимо приведенного выше расчета (рентабельность продаж по валовой прибыли; англ.: Gross Margin, Sales margin, Operating Margin), существуют и другие вариации расчета показателя рентабельности продаж, но для расчета всех их используются только данные о прибылях (убытках) организации (т.е. данные формы №2 "Отчет о прибылях и убытках", не затрагивая данных Баланса). Например:

  • рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки).
  • рентабельность продаж по чистой прибыли (чистая прибыль на рубль выручки от продаж (англ.: Profit Margin, Net Profit Margin).
  • прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Рентабельность активов

В отличие от показателей рентабельности продаж, рентабельность активов считается как отношение прибыли к средней стоимости активов предприятия. Т.е. показатель из формы №2 "Отчет о финансовых результатах" делится на среднее значение показателя из формы №1 "Бухгалтерский баланс". Рентабельность активов, как и рентабельность собственного капитала, можно рассматривать в качестве одного из показателей рентабельности инвестиций.

Рентабельность активов (англ. return on assets, ROA) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.

Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли и вычисляется по формуле:

где:
Ra — рентабельность активов;
P — прибыль за период;
A — средняя величина активов за период.

Кроме того, распространение получили следующие показатели эффективности использования отдельных видов активов (капитала):

Рентабельность собственного капитала (ROE)

Отношение чистой прибыли (в годовом выражении) к средней величине собственного капитала.

Рентабельность инвестированного капитала (ROCE)

Отношение прибыли до уплаты процентов и налогов (EBIT) (в годовом выражении) к собственному капиталу и долгосрочным обязательствам.

Рентабельность производственных фондов

Отношение прибыли от продаж (в годовом выражении) к средней стоимости основных средств и материально-производственных фондов

Рентабельность собственного капитала (англ. return on equity, ROE) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Показывает отдачу на инвестиции акционеров в данное предприятие.

Нужный уровень рентабельности достигается с помощью организационно-технических и экономических мероприятий. Повысить рентабельность — значить получить больший финансовый результат при меньших расходах. Порог рентабельности — это точка, отделяющая прибыльное производство от убыточного, точка, в которой доходы предприятия покрываю его переменные и условно-постоянные затраты.

Рентабельность продаж — определение

Рентабельность продаж получают делением прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки. Исходными данными для его расчета служит бухгалтерский баланс.

Рентабельность продаж рассчитывается в программе ФинЭкАнализ в блоке Анализ рентабельности как Рентабельность продаж.

Читайте также:  Самые безопасные банки для вкладов

Рентабельность продаж — что показывает

Рентабельность продаж показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции.

Рентабельность продаж — формула

Общая формула расчета коэффициента:

Крп= Прибыль от продаж *100%
Выручка от продаж

Формула расчета по данным старого бухгалтерского баланса:

Kрп = стр.050 *100%
стр.010

где стр.050 и стр. 010 отчета о прибылях и убытках (форма №2).

Формула расчета по данным нового бухгалтерского баланса:

Kрп = стр.2200 Форма 2 *100%
стр.2110 Форма 2

Рентабельность продаж — значение

Рентабельность продаж используется как основной индикатор оценки финансовой эффективности компаний с относительно небольшими объемами основных средств и собственного капитала. Оценка рентабельности продаж дает возможность объективно взглянуть на состояние дел.

Показатель рентабельности продаж характеризует главный аспект работы компании — реализацию основной продукции.

Далее перечислены варианты изменения рентабельности продаж под влиянием различных факторов.

Рентабельность продаж — схема

1. Увеличение показателя Рентабельность продаж.

a) Темпы роста выручки опережают темпы роста затрат. Возможные причины:

  • рост объемов продаж,
  • изменение ассортимента продаж.

При увеличении количества проданной продукции в натуральном выражении выручка возрастает быстрее затрат в результате действия производственного левериджа.

Составными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы. Изменение структуры себестоимости может сильно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных затрат и теоретически, уменьшением переменных затрат. При этом зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных затрат непросто.

Кроме простого повышения цен на свои товары, компания может увеличить выручку за счет изменения ассортимента продукции. Эта тенденция развития предприятия благоприятна.

b) Темпы снижения затрат опережают темпы снижения выручки. Возможные причины:

  • рост цен на продукцию (работы, услуги),
  • изменение структуры ассортимента.

В этом случае происходит формальное улучшение показателя рентабельности, но снижается объем выручки, тенденцию нельзя назвать однозначно благоприятной. Для правильно сделанных выводов анализируют политику ценообразования и ассортиментную политику предприятия.

c) Выручка увеличивается, затраты уменьшаются. Возможные причины:

  • повышение цен,
  • изменение ассортимента продаж,
  • изменение норм затрат.

Эта тенденция благоприятна, и дальнейший анализ проводится с целью оценки устойчивости такого положения компании.

2. Снижение показателя Рентабельность продаж.

a) Темпы роста затрат опережают темпы роста выручки. Возможные причины:

Это неблагоприятная тенденция. Для исправления положения анализируют вопросы ценообразования на предприятии, ассортиментную политику, систему контроля затрат.

b) Темпы снижения выручки опережают темпы снижения затрат. Возможные причины:

  • сокращение объемов продаж.

Такая ситуация обычна, когда предприятие сокращает деятельность на рынке. Выручка снижается быстрее затрат в результате действия производственного левериджа. Следует сделать анализ маркетинговой политики компании.

c) Выручка уменьшается, затраты увеличиваются. Возможные причины:

  • снижение цен,
  • увеличение норм затрат,
  • изменение структуры ассортимента продаж.

Необходим анализ ценообразования, системы контроля затрат, ассортиментной политики.

В нормальных (стабильных) условиях рынка динамика выручки изменяется быстрее затрат только под действием производственного левериджа. Остальные случаи связаны или с изменением внешних и внутренних условий функционирования предприятия (инфляция, конкуренция, спрос, структура затрат), или с неэффективной системой учета и контроля на производстве.