Что такое бюджетный классификатор

  • Государственные финансы и финансовая политика государства

Бюджетная классификация

Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.

Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" принят Государственной думой РФ 7 июня 1996 г. В настоящее время этот закон действует с изменениями и дополнениями, принятыми федеральным законом от 05.08.2000 г. № 115-ФЗ.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  1. классификацию доходов бюджетов;
  2. классификацию расходов бюджетов;
  3. классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  4. классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).

Кроме того, предусмотрена классификация:

  • источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
  • источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • видов государственного внешнего долга РФ.

Рис. 4 Бюджетная классификация

Бюджетная классификация доходов

Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Доходы бюджетов всех уровней классифицированы на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Классификация доходов предусматривает следующие группы:

Код группы

Название группы

Доходы целевых бюджетных фондов

Дальнейшая детализация доходов осуществляется по подгруппам, статьям и подстатьям бюджетной классификации, например:

Вид детализации

Код

Название

Налоги на прибыль (доход), прирост капитала

Налог на прибыль предприятий и организаций

  • 1010101
  • 1010102 и т.д
  • Налог на прибыль предприятий и организаций (резидентов)
  • Налог на прибыль иностранных юридических лиц

Такая детализация позволяет учитывать поступления в бюджеты всех предусмотренных законодательством видов доходов. Для каждого из них в бюджетной классификации предусмотрен самостоятельный код.

Бюджетная классификация расходов

Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам:

  • Функциональная классификация отражает направление средств бюджета на выполнение основных функций государства (управление, оборона и т. п.). (Раздел→ Подраздел→ Целевые статьи→ Виды расходов).
  • Ведомственная классификация расходов бюджета непосредственно связана со структурой управления, она отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства. (Главные распорядители средств бюджета).
  • Экономическая классификация показывает деление расходов государства на текущие и капитальные, а также на выплату заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг. (Категория расходов→ Группы→ Предметные статьи→ Подстатьи)

См.также: Расходы бюджета

Функциональная классификация расходов бюджетов

Является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает расходование средств на выполнение основных функций государства.

Функциональная классификация расходов имеет четыре уровня: разделы; подразделы; целевые статьи; виды расходов.

В частности, функциональной классификацией предусмотрены следующие разделы (Код — Наименование):

  • 0100 — Государственное управление и местное самоуправление
  • 0200 — Судебная власть
  • 0300 — Международная деятельность
  • 0400 — Национальная оборона
  • 0500 — Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
  • 0600 — Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
  • 0700 — Промышленность, энергетика и строительство
  • 0800 — Сельское хозяйство и рыболовство
  • 0900 — Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
  • 1000 — Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
  • 1100 — Развитие рыночной инфраструктуры
  • 1200 — Жилищно-коммунальное хозяйство
  • 1300 — Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
  • 1400 — Образование
  • 1500 — Культура, искусство и кинематография
  • 1600 — Средства массовой информации
  • 1700 — Здравоохранение и физическая культура
  • 1800 — Социальная политика
  • 1900 — Обслуживание государственного долга
  • 2000 — Пополнение государственных запасов и резервов
  • 2100 -Финансовая помощь бюджетам других уровней
  • 2200 -Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
  • 2300 -Мобилизационная подготовка экономики
  • 2400 -Исследование и использование космического пространства
  • 3000 -Прочие расходы
  • 3100 -Целевые бюджетные фонды

Дальнейшая детализация функциональной классификации расходов осуществляется по подразделам, целевым статьям и видам расходов, например:

Вид детализации

Код

Название

Государственное управление и местное самоуправление

Код главного администратора доходов бюджетов (1 — 3 знаки кода классификации доходов бюджетов) состоит из 3-х знаков и соответствует номеру, присвоенному главному администратору доходов бюджета, в соответствии с законодательством города Москвы. Администраторами доходов бюджетов являются органы государственной власти города Москвы, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджета города Москвы.

Код является единым для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, состоит из 10-ти знаков и включает:

Читайте также:  Как проверить статус киви кошелька

– группу доходов (4 знак кода классификации доходов бюджета);

– подгруппу доходов (5 — 6 знаки кода классификации доходов бюджета);

– статью доходов (7 — 8 знаки кода классификации доходов бюджета);

– подстатью доходов (9 — 11 знаки кода классификации доходов бюджета);

– элемент доходов (12 — 13 знаки кода классификации доходов бюджета).

Код подвида доходов бюджетов (14 — 20 разряды кода классификации доходов бюджетов) включает:

— группу подвида доходов бюджетов (14 — 17 разряды кода классификации доходов бюджетов);

— аналитическую группу подвида доходов бюджетов (18 — 20 разряды кода классификации доходов бюджетов).

Группа подвида доходов бюджета (14 — 17 знаки кода классификации доходов бюджетов) состоит из четырех знаков. Департамент финансов города Москвы утверждает перечень кодов подвидов доходов бюджета по видам доходов бюджета, главными администраторами которых являются органы государственной власти города Москвы, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

Аналитическая группа подвида доходов бюджета определяется трехзначным кодом (18 — 20 знаки кода классификации доходов) и является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, состоит из следующих групп:

400 — Выбытие нефинансовых активов.

Классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов определяется трехзначным кодом (18 — 20 знаки кода классификации доходов), предусматривающим группировку операций по их экономическому содержанию, и представлена следующими позициями:

110 — налоговые доходы;

120 — доходы от собственности;

130 — доходы от оказания платных услуг;

140 — суммы принудительного изъятия;

150 — безвозмездные поступления от бюджетов;

151 — поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

152 — поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;

153 — поступления от международных финансовых организаций;

160 — страховые взносы на обязательное социальное страхование;

170 — доходы от операций с активами;

180 — прочие доходы;

410 — уменьшение стоимости основных средств;

420 — уменьшение стоимости нематериальных активов;

430 — уменьшение стоимости непроизведенных активов;

440 — уменьшение стоимости материальных запасов.

Код является 4-м знаком кода классификации доходов.

Код вида доходов предусматривает следующие группы:

1 — налоговые и неналоговые доходы;

2 — безвозмездные поступления.

Пятый и шестой знаки кода классификации доходов.

Код вида доходов предусматривает следующие подгруппы:

01 — налоги на прибыль, доходы;

02 — страховые взносы на обязательное социальное страхование;

03 — налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

04 — налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

05 — налоги на совокупный доход;

06 — налоги на имущество;

07 — налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

08 — государственная пошлина;

09 — задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

10 — доходы от внешнеэкономической деятельности;

11 — доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

12 — платежи при пользовании природными ресурсами;

13 — доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства;

14 — доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

15 — административные платежи и сборы;

16 — штрафы, санкции, возмещение ущерба;

17 — прочие неналоговые доходы;

18 — поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Седьмой и восьмой знаки кода классификации доходов. Код статьи вида доходов производит дальнейшую детализацию кода подгрупп вида доходов.

Девятый, десятый и одиннадцатый знаки кода классификации доходов. Код подстатьи вида доходов производит дальнейшую детализацию кода статьи вида доходов.

Двенадцатый и тринадцатый знаки кода классификации доходов.

Для налоговых доходов код элемента доходов соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Для неналоговых доходов код элемента доходов определяется в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований, органами управления государственных внебюджетных фондов.

Для безвозмездных поступлений код элемента доходов определяется исходя из принадлежности трансферта его получателю.

Код главного распорядителя бюджетных средств состоит из трех разрядов и формируется с применением числового ряда: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Читайте также:  Бинбанк главный офис в москве адрес

Код главного распорядителя средств бюджета устанавливается в соответствии с утвержденным в составе ведомственной структуры расходов бюджета перечнем главных распорядителей средств соответствующего бюджета.

Главному распорядителю средств соответствующего бюджета, обладающему полномочиями главного администратора доходов данного бюджета, присваивается код главного распорядителя бюджетных средств, соответствующий коду главы.

Код раздела состоит из двух разрядов.

Разделам присваиваются уникальные цифровые коды, формируемые с применением числового ряда: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Четвертый и пятый разряды знаки классификации расходов определяют расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации коды разделов приведены в приложении 2 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65 н.

Код подраздела состоит из двух разрядов.

Подразделам присваиваются уникальные цифровые коды, формируемые с применением числового ряда: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Шестой и седьмой знаки кода классификации расходов определяют направление расходования бюджетных средств по функциям государства в пределах разделов. Структура подразделов классификации расходов бюджета построена по принципу выделения подфункций.

Единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации коды разделов приведены в приложении 2 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65 н.

Код целевой статьи состоит из 10 знаков.

Целевые статьи расходов бюджета обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к государственным программам, и (или) не включенным в государственные программы направлениям деятельности органов государственной власти города Москвы.

Знаки с 1 по 2 десятизначного кода целевой статьи предназначены для кодировки государственных программ города Москвы и не включенных в государственные программы города Москвы направлений деятельности органов государственной власти города Москвы (далее — непрограммные направления деятельности).

Знак 3 десятизначного кода целевой статьи обозначается заглавным буквенным символом кириллицы и предназначен для кодировки подпрограммы в рамках государственной программы города Москвы или детализации непрограммных направлений деятельности.

Знаки с 4 по 5 десятизначного кода целевой статьи предназначены для обозначения основного мероприятия в рамках подпрограммы (непрограммного направления деятельности).

Знаки 6-10 десятизначного кода целевой статьи используются для детализации направлений расходования бюджетных средств в рамках мероприятий подпрограмм государственных программ и (или) непрограммных направлений деятельности.

Код вида расходов состоит из 3 символов.

Виды расходов детализируют направления финансирования расходов бюджета города Москвы по целевым статьям расходов бюджета.

Перечень и коды вида расходов утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период, либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью.

Детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям классификации расходов, в том числе по целевым программам расходов бюджетов. Перечень и коды видов расходов утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям классификации расходов, в том числе по целевым программам расходов бюджетов. Перечень и коды видов расходов утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Код элемента расходов совпадает с кодом элемента классификации доходов бюджета и обозначает принадлежность источника финансирования дефицита бюджета бюджету города Москвы.

Код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета устанавливается Законом о бюджете исходя из полномочий по осуществлению операций с источниками финансирования дефицита бюджета.

Четвертый и пятый знаки кода классификации источников финансирования дефицита бюджета позволяют разделить внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета.

Шестой и седьмой знаки кода классификации источников финансирования дефицита бюджета позволяют детализировать соответствующую группу источников финансирования дефицита бюджета.

Код состоит из 6 знаков и детализирует соответствующую подгруппу источников финансирования дефицита бюджета, а также включает подстатью и элемент источников финансирования дефицита бюджета.

Код вида источников финансирования дефицитов бюджетов (14-20 разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов) включает:

-подвид источников финансирования дефицитов бюджетов (14-17 разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов);

-аналитическая группа вида источников финансирования дефицитов бюджетов (18-20 разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов).

Код подстатьи состоит из 2 знаков и детализирует соответствующую статью источников финансирования дефицита бюджета.

Код элемента источников финансирования дефицита бюджета совпадает с кодом элемента доходов бюджетной классификации и обозначает принадлежность источника финансирования дефицита бюджета бюджету города Москвы.

Читайте также:  Количество баллов на карте роснефть

Группа подвида доходов бюджета (14 — 17 знаки кода классификации доходов бюджетов) состоит из четырех знаков. Департамент финансов города Москвы утверждает перечень кодов подвидов доходов бюджета по видам доходов бюджета, главными администраторами которых являются органы государственной власти города Москвы, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

Аналитическая группа подвида доходов бюджета определяется трехзначным кодом (18 — 20 знаки кода классификации доходов) и является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов по виду финансовых операций, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов, и состоит из следующих групп:

Добавлено в закладки: 0

Что такое бюджетная классификация? Описание и определение понятия.
Бюджетная классификация – это устанавливаемый законодательно методологический документ, который применяется для: исполнения и составления бюджетов, контроля над использованием и распределением средств бюджета, сопоставимости показателей для бюджетов различных уровней, составления консолидированных бюджетов. Бюджетная классификация по однородным признакам группирует расходы и доходы бюджета,способы покрытия его дефицита.

Бюджетная классификация РФ — группировка расходов, доходов, источников финансирования дефицитов бюджетов в бюджетных системах РФ, применяемая для исполнения, составления бюджетов и бюджетной отчётности, которая обеспечивает сопоставимость показателей бюджетной системы РФ. Создает базу для наблюдения за передвижением средств бюджета и факторного анализа статей бюджета. Использование бюджетной классификации упрощает в заметной степени объединение бюджетов и смет в сводные общие документы. Существование бюджетной классификации предусматривает присвоение каждой организации и учреждению определённого кода.

Данные, которые составлены при помощи бюджетной классификации, дают представление о направлении, составе, структуре средств, формировании доходов в разрезе территориальных, ведомственных, социально-экономических показателей.

Рассмотрим, более детально, что значит бюджетная классификация .

Согласно действующему законодательству государства должен быть один единый бюджет, в котором отражаются все доходы и расходы государства. Единство бюджета заключается в единой бюджетной документации и в единообразном порядке составления бюджета. Кроме того, единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого и существует единая бюджетная классификация, то есть группировки доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Бюджетная классификация – это система доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов.

Основная функция бюджетной классификации состоит в обеспечении сопоставимости показателей всех существующих бюджетов. Также с ее помощью достигается четкая систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов. Бюджетная классификация составляет основу бюджетной системы государства.

В настоящее время применяются четыре вида бюджетной классификации доходов и расходов бюджета:

  1. ведомственная бюджетная классификация (административная, министерская)— используется для группировки доходов и расходов по министерствам и ведомствам;
  2. предметная бюджетная классификация (реальная, отраслевая, функциональная);
  3. экономическая группирует расходы по хозяйственным признакам: капиталовложения, зарплаты, пенсии, ссуды ;
  4. смешанная (комбинированная) бюджетная классификация сводится к группировке расходов в шахматном порядке: по двум видам бюджетной классификации в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, по горизонтали – по экономическим признакам, а по вертикали – по предприятиям).

Реальность бюджета предполагает, что все суммы доходов и расходов бюджета должны быть обоснованы и правильны.

Назначение бюджетной классификации

Используется бюджетная классификация:

  • для обеспечения нужной сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
  • для контроля за бюджетными средствами (а именно: за выделением и расходованием);
  • для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней в государстве;
  • для составления общих (объединенных) бюджетов всех уровней.

Основа бюджетной классификации – группировка показателей. Выбор критериев группировки показателей строится на том условии, что используемая бюджетная классификация должна давать полное представление о формировании доходов и направлениях средств, их составе и структуре во всех необходимых для управления государством разрезах: социально-экономическом, ведомственном, социальном.

Роль бюджетной классификации

В бюджетной системе страны с помощью бюджетной классификации становится возможным наблюдение и контроль за движением бюджетных средств. Каждому учреждению и организации присваивается определенный код из бюджетной классификации. Коды бюджетной классификации (КБК) имеют двадцатизначные значения. Подразделяются они на расходные и доходные.

Основные положения бюджетной классификации, сновные ее элементы, а также механизмы использования на практике должны отображаться в бюджетном законодательстве государства. С течением времени и под влиянием различных макро- и микроэкономических факторов содержание и концепции бюджетной классификации могут изменяться.

Мы коротко рассмотрели бюджетная классификация.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.