Что влечет за собой повышение ндс

Повышение НДС — довольно простой ход для правительства, вынужденного искать финансирование для реализации новых майских указов президента. Собираемость этого налога близка к 100% (по оценкам как Минфина, так и независимых аналитиков). По итогам 2017 года налог принес в федеральный бюджет около 5 трлн рублей, и это даже с учетом льготных ставок в 0% и 10% по некоторым видам товаров. Дополнительные же 2 процентных пункта (а речь идет о повышении НДС с 18% до 20%) могут добавить в казну еще порядка 500 млрд рублей.

Последствия для всех

Увеличение налога на добавленную стоимость в первую очередь скажется на уровне инфляции, ставке ЦБ и самочувствии бизнеса в целом.

По мнению Минфина, увеличение НДС приведет к росту инфляции. Предполагается, что НДС может быть переложен торговыми сетями в цены — хотя существенная конкуренция и активность ФАС могут усложнить это решение. Однако итоговый результат будет сильно зависеть от действий Банка России — как показали последние годы, ЦБ готов не снижать ставки достаточно долго, чтобы сдержать рост цен.

Если НДС увеличат, ЦБ будет вынужден придерживаться более жесткой денежно-кредитной политики, и едва ли реакция цен ограничится этими 2 п.п. роста. При этом точные оценки дать, конечно, непросто: жить, как Россия сейчас, при положительных реальных ставках (если считать за них разницу между ключевой ставкой и инфляцией за последний год), нам не приходилось довольно долгое время.

Второй важный момент состоит в вопросе о том, как повышение НДС будет сочетаться с развитием малого и среднего бизнеса — одной из целей майских указов-2018. Те индивидуальные предприниматели, которые работают под упрощенным налогообложением, а также самозанятые граждане (которых Минфин хочет призвать к уплате налогов в ближайшем будущем), будут испытывать сложности с зачетом НДС. В результате они будут проигрывать конкуренцию и не смогут увеличивать свой вклад в ВВП, на который рассчитаны указы.

Будет ли при этом крупный бизнес чувствовать себя лучше? Это также не очевидно. Повышение НДС, по сути, приводит к снижению прибыли компаний. По прогнозам «Деловой России», в отраслях с высокой добавленной стоимостью, например, в машиностроении, фискальная нагрузка может вырасти на 25%, что существенно снизит инвестиционную привлекательность сектора.

Обходные пути

У правительства, конечно, есть и другие варианты поиска финансирования, позволяющие избежать повышения налогов. Однако все они имеют свои очевидные минусы.

Первый обходной вариант — изменить бюджетное правило, согласно которому сверхдоходы от продажи нефти по цене выше установленной планки отправляются в резервы, а не на актуальные расходы бюджета. Сейчас уровень отсечения цены на нефть, выше которой нефтегазовые доходы считаются «сверхдоходами», равен $40,8 за баррель (рост на 2% с прошлогодних $40).

Каждый доллар роста цены на нефть приносит бюджету примерно 100-150 млрд рублей дополнительных доходов (это неточная оценка, поскольку курс рубля существенно меняется с течением времени). Если повысить уровень отсечения на $5, как предлагает председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, то удастся добавить примерно 500-700 млрд рублей в бюджет. Это составит более 3 трлн рублей за следующие шесть лет. Минус состоит в том, что это решение повысит зависимость расходов государства от цен на нефть, от которого может в итоге пострадать стабильность всей экономики (если эти сверхдоходы резко исчезнут, например).

Второй вариант — пересмотреть самые неэффективные статьи доходов и расходов. Как отмечает Счетная палата, возможно, порядка 40 млрд рублей в год тратится неэффективно. Конечно, этой суммы не хватит на необходимые расходы, но все же она может быть полезной. Новые идеи о полномочиях Счетной палаты могут расширить ее возможности и обеспечить лучший контроль в том числе региональных бюджетов. Однако такой пересмотр потребует времени, а правительству нужно найти финансирование указов президента уже сейчас.

Третий вариант — перенастроить налоговую систему. В правительстве также рассматривался вариант повышения ставки НДФЛ с 13% до 15% с введением необлагаемого минимума доходов, ниже которого НДФЛ обнуляется. Однако выгоды от повышения НДФЛ также неоднозначны — оно может снизить желание работать, как и любой прямой налог на людей, в отличие от менее понятного и косвенного НДС. При этом НДФЛ является региональным налогом и, скорее всего, от его повышения выиграют богатые регионы, а бедные не слишком разбогатеют.

Читайте также:  Банкомат открытие хабаровск адреса

Последний вариант — наращивание госдолга на 8 трлн рублей (менее 10% ВВП), что не было бы критичным для экономики. Однако Минфин не намерен идти на рост расходов исключительно за счет займов, потому что не хочет снижать стабильность будущих бюджетов из-за зависимости от процентных платежей. Так что этот вариант также полностью не заменит повышения налогов.

Не сделать бы хуже

Как у любого реального решения, у повышения налогов есть две стороны. С одной стороны, мантрой либерального экономиста, как в команде президента Трампа, должно быть «снижение налогов означает больше денег у бизнеса и рост экономики». Но, с другой стороны, всегда есть вопрос, как именно будет финансироваться создание новой инфраструктуры и развитие образования.

Часто оказывается, что государство способно гораздо эффективнее, чем бизнес, сосредоточить ресурсы и сделать большие проекты. Кроме того, есть множество примеров достаточно быстрого роста при высоких налогах — в тех же США в 1940-1960 годы с их маржинальными ставками для самых богатых выше 80%. Так что вполне есть шанс, что повышение НДС может положительно сказаться на экономическом росте.

Для долгосрочного роста экономики решающим может оказаться предложение государства переложить финансирование инфраструктуры на бизнес, а здравоохранения и образования — на граждан. Такие предложения уже звучали в стратегии, разработанной ЦСР. Если такое решение будет принято, оно может оказаться даже более тяжелым для ВВП, чем налоговая реформа. Дело в том, что построить мост или аэропорт на деньги одного бизнеса довольно непросто, а значит, инфраструктура окажется недофинансирована. Точно так же если хорошее образование будет предложено финансировать домохозяйствам, то может произойти переключение на бюджетные места в менее качественных университетах. Такую реформу нужно продумать очень внимательно.

Правительство предлагает повысить базовую ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%. Изменения будут действовать с 1 января 2019 г. По оценкам правительства, повышение ставки НДС будет приносить бюджету более 600 млрд руб. в год.

Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова

«Думаю, повышение НДС ускорит инфляцию в годовом выражении на 0,5-1 процентных пункта. Для текущего уровня инфляции это достаточно много. Повышение ставки коснется лишь части товаров, вполне возможно, что это снизит инфляционное давление. Решение о повышении НДС для ЦБ — аргумент в пользу сохранения жесткой риторики. Мы все равно выйдем в интервал ключевой ставки 6-7%, просто решение о повышении НДС дает ЦБ аргумент сохранить ее на верхней границе этого диапазона. Вряд ли ставка опустится ниже 7%. Момент для объявления выбран удачно: сейчас внимание населения приковано к чемпионату мира по футболу, а не к экономическим новостям».

Владимир Сальников, заместитель директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования

«Решение выглядит не самым оптимальным – рост налогов ударит по наиболее высокотехнологичным или и без того пострадавшим в кризис отраслям (больше всего пострадают машиностроение, особенно автопром, и строительство) и по всем категориям граждан, особенно по беднейшим. Я ожидаю ускорения инфляции в районе 1 п. п. Но это может "помочь" ЦБ замедлить снижение ключевой ставки. В реальном выражении уровень ставки до сих пор остается высоким, это ухудшит условия кредитования бизнеса – то есть одну из основ экономического роста. Скрашивает ситуацию лишь решение не отменять льготную ставку НДС на продукты и другие социально значимые товары. Но в целом потребительский спрос, конечно, будет сокращаться».

Александр Исаков, главный экономист «ВТБ капитала»

«Экономика растет с середины 2016 г. Рыночные отрасли, которые производят массовые изделия, растут быстрее, чем общий индекс промышленного производства, – около 5% год к году против 1,3% – но растут оба. Получается, что перед правительством стоит вопрос, как ускорить экономический рост, а не как к нему прийти. Пока трудно оценить, как повышение НДС повлияет на экономический рост. Маневр фискально нейтрален – все полученные деньги будут потрачены, и нужно смотреть, куда именно они пойдут. От этого зависит и эффект на рост экономики. По нашим расчетам, 1 процентный пункт НДС стоит 300 млрд руб. в год. При этом каждый процентный пункт повышения приводит к росту инфляции на 0,7 п. п. Из опыта стран, которые повышали НДС, известно, что до половины этого повышения происходит заранее, до фактического повышения ставок. Поэтому мы ожидаем роста цен уже во втором полугодии 2018 г.».

Кирилл Тремасов, директор аналитического департамента компании «Локо-инвест»

«Это очень странное решение — ускорять экономику через повышение налогов. По законам экономики эта мера всегда приводит к замедлению экономического роста. Складывается ощущение, что для чиновников найти пресловутые 8 трлн руб. и проинвестировать их в некие инфраструктурные проекты, которые, как я понимаю, пока в глаза никто не видел, важнее, чем ускорить экономический рост. Государство приняло решение, исходя из извращенной логики, что оно лучше знает, куда эффективно проинвестировать деньги, повысив уровень эффективного капитала в экономике и уровень потенциального ВВП. Но опыт – и наш собственный, и мировой – показывает, что рынок всегда оказывается эффективнее. Надо было начинать экономический рост со снижения налогов – например, нагрузки на фонд оплаты труда. Если бы был введен налог с продаж, то инфляция бы подскочила до 7%, а с ростом НДС, я думаю, взлетит до 5%. Мы точно выйдем за таргет в 4% уже в следующем году. ЦБ в свою очередь поставит «на стоп» процесс снижения ставок – риски растут, инфляция выходит за пределы таргета. Денежно-кредитная политика станет жестче».

Читайте также:  Уралсиб краснодар центральный офис

Правительство РФ планирует повышение НДС до 20% с января 2019 года. Рядовым потребителям этот шаг государства грозит ростом цен на 2 процента, производителям и торговле — увеличением налоговой нагрузки. Сиюминутную прибыль, полученную правительством, впоследствии придётся «лечить» госпрограммами.

Что такое НДС, зачем нужен и на что влияет

Налог на добавленную стоимость — сложный объект в налоговой теории и финансовой практике, который распространяется на всю производственную цепочку: от сырья до конечного продукта, выступающего в роли товара. Это один из косвенных налогов, размер которого увеличивается автоматически на каждой стадии перепродажи каждой единицы товара.

Плательщиками налога являются:

  • юридические лица — организации;
  • физические лица — ИП;
  • импортёры и экспортёры товаров.

В настоящее время НДС равен 18%. Это означает, что каждая передача товара из одних рук в другие прибавляет к его стоимости именно эту сумму. Конечный покупатель товара платит минимум трёхкратный размер НДС, вшитый в стоимость продукта или услуги.

В России действует 3 ставки НДС: 0%, 10% и 18%, распространяющиеся на разные категории товаров

НДС — главный источник формирования бюджета. Его платит каждое юридическое лицо с продажи товаров, когда их стоимость при реализации хоть немного выше себестоимости. Этот вид налога пришёл на смену налогу с продаж в 20-х годах прошлого столетия. Тогда налог брался со всей выручки, и предпринимателям было сложно учитывать доход от бизнеса. В РФ НДС ввели только в 1992 году.

Как и другие косвенные налоги, НДС в настоящее время обеспечивает бюджет страны значительными доходами. У этого налога большие фискальные возможности, позволяющие не только увеличить доходы, но и стабилизировать бюджет.

Обыватель может полагать, что его данный налог никак не касается. На самом деле, основная нагрузка по уплате ложится именно на плечи конечного потребителя товара. В его стоимость предприниматель включает себестоимость товара, акцизные сборы, долю прибыли и НДС.

Чтобы заплатить НДС государству, предприниматель сначала собирает налог с потребителя, поэтому ставка НДС напрямую влияет на стоимость товара.

Обзор мировых ставок

Самая высокая ставка НДС в РФ (28%) приходилась на 1992 год. Затем в 1993 году она была снижена до 20%, а в 2004-м — до 18%. Предполагаемое повышение НДС в 2019 году приблизит Россию к основной массе стран Европы, где в настоящее время величина данного налога составляет те же 20%. Но эти цифры не самые высокие. Лидерами по величине НДС являются:

  • Венгрия — 27%;
  • Норвегия, Швеция и Дания — 25%;
  • Исландия — 24,5%;
  • Греция, Финляндия — 24%;
  • Уругвай, Португалия, Польша, Ирландия — 23%.

В рейтинг стран с самым низким размером НДС вошли:

  • Остров Джерси — 3%;
  • Малайзия и Сингапур — 5%;
  • Доминиканская Республика — 6%;
  • Таиланд — 7%
  • Швейцария и Япония — 8%.

Когда было принято решение о повышении НДС в России до 20 процентов

Разговоры о планируемом повышении ставки предпринимательского налога начались весной 2018 года, но никто из официальных лиц не брал на себя инициативу по внедрению планов. Обнародовать целый ряд непопулярных мер, включая повышение налога, официальные лица решились 14 июня 2018 года, когда всё внимание общественности было приковано к открытию чемпионата мира по футболу. К этой «приятной» новости добавилось повышение пенсионного возраста и рост тарифов ОСАГО.

Изменения вступают в силу с января 2019 года. Оплата за 4 квартал 2018 года будет производиться по старым ставкам — 18%. Применительно к детским и социально значимым товарам НДС повышаться не будет.

На социально значимые товары и дальше будет распространяться ставка НДС 10%

Читайте также:  Банк жилищного финансирования пермь

Чем правительство аргументирует необходимость изменений

По заявлению Правительства РФ, повышение ставки налога всего на 2% обеспечит приток в бюджет страны 600 млрд рублей. Наполнение бюджета гарантировано, поскольку уклониться от этого вида налогов достаточно сложно. По подсчётам экономистов, за 6 лет прибыль от повышения составит 2 трлн рублей, вкупе с ростом ВВП экономика обогатится на 6 трлн.

Исчерпывающую аргументацию непопулярной меры дала вице-премьер Татьяна Голикова в программе «Итоги недели». Она напомнила, что касательно размера НДС обсуждались различные манёвры, в том числе и увеличение его до 22%. От этой цифры решено было отказаться в связи с риском роста инфляции. Цифру в 2% Голикова назвала границей чувствительности, которую вполне компенсирует увеличение пенсий с января 2019 года.

Что означает повышение ставки налога

Изменение НДС хотя бы на 1% повлечёт за собой серьёзные последствия, не говоря уже о 2%

Повышение НДС увеличит бюджет «майских указов», но отодвинет сроки реализации поставленных в них целей. Главный посыл Указа — увеличение продолжительности жизни россиян. Но выросший НДС вызовет рост цен на медикаменты на 12–15%, что сделает их недоступными для основной части населения. Продолжительность жизни с учётом подобного развития событий вряд ли будет увеличена.

Бизнесмены также не в восторге от предстоящих реформ. Компенсация налога в ценах — не выход из ситуации, ведь чем ниже платёжеспособность населения, тем хуже идут дела у торговцев. Уже 1% увеличения НДС даёт ухудшение условий для бизнеса на 5%.

Не улучшат ситуацию даже обещанные компенсации:

  • ускорение возврата налога экспортёрам с одновременным снижением порога ускоренного возврата до 2 млрд рублей;
  • уменьшение количества камеральных проверок;
  • отмена налога на движимое имущество.

Чем грозят изменения

Повышение налога уменьшит доходы предпринимателей

Министр финансов Антон Силуанов признаёт, что данная мера вызовет резкий скачок инфляции на 2 пункта.

Негативные последствия предложенного пути реформирования экономики рассматривают в повышении и другие экономисты:

  1. Возросшая налоговая нагрузка заставит многих работодателей вводить в свою деятельность ещё большее количество серых схем расчётов с сотрудниками.
  2. За счёт уменьшения собираемости налога резко сократятся доходы региональных бюджетов.
  3. В плачевном положении окажется малый и средний бизнес, у которого снизится конкурентоспособность.
  4. Уменьшение производства неизменно вызовет рост безработицы в стране и падение платёжеспособности населения.
  5. Рост НДС предприниматели переложат на плечи потребителя, поэтому добавленные 2% ощутимо ударят по карману каждого россиянина.

Комментарии экспертов

Член Совета директоров DIY-сети «Максидом» Мария Евневич считает, что от увеличения НДС стоит ожидать каскадного эффекта в повышении цен. «В цепочке до конечной розницы участвует больше звеньев: производитель, импортёр, оптовик. Каждый хочет подстраховаться и может поднять цены больше, чем на 2%. В итоге рост цен может оказаться больше», — считает опытный экономист. По её утверждениям, крупные игроки на рынке получат возможность использовать ситуацию для вытеснения с рынка конкурентов. Возможность оставить цены на прежнем уровне привлечёт в торговые точки крупных предпринимателей основной поток покупателей.

Ещё об одном минусе подобного шага правительства высказал своё мнение управляющий партнёр ГК «220 Вольт» Алексей Фёдоров. По его мнению, испытывая повышенную нагрузку, бизнес начнёт уходить в тень и одновременно потеряет возможность развиваться. Не стоит, как говорит Фёдоров, в этой ситуации ждать притока в российский бизнес зарубежного капитала. «Иностранный капитал тоже будет из России уходить, потому что низкий НДС был преимуществом страны. При этом налог на прибыль у нас значительно выше, чем в некоторых европейских странах, система налогообложения у нас менее понятная, и бизнесу в этих условиях не останется шансов на выживание», — утверждает Алексей Фёдоров.

Об отрицательных последствиях этого шага правительства предупреждает гендиректор СРО «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов. Он считает, что повышение ставки неизбежно приведёт к подорожанию стройматериалов, а, следовательно, скачку роста цен на жильё, и гораздо больше, чем на 2%.

Считать увеличение размеров налогов основой роста экономики, по мнению Александры Суслиной, специалиста экспертной группы экономистов, глупое решение. В краткосрочном периоде это вызовет не рост, а резкое замедление экономики, поскольку потребительский спрос — основной её драйвер.

Замдиректора ЦМАКПа (Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования) Владимир Сальников предупреждает, что этот шаг правительства ударит по наиболее высокотехнологичным или уже испытавшим на себе последствия кризиса отраслям.

Цели повышения НДС очевидны. Но неизбежные последствия этого решения заставляют задуматься об одновременном повышении пенсионного возраста. Дмитрий Медведев обещал, что повышение этого показателя даст возможность индексировать пенсию выше инфляции, которая благодаря НДС вырастет.