Федеральный резервный банк россии

Содержание

Федеральная резервная система (ФРС) – организация, выполняющая функции Центрального банка США.

Свою историю ФРС ведет с 1913 года, когда был принят закон «О федеральном резерве». Предшественниками ФРС были последовательно несколько частных банков, которые оказались не в состоянии создать эффективную централизованную финансовую систему страны. Создание ФРС явилось результатом противодействия ряду межбанковских кризисов в 1873-м, 1893-м и 1907 году, из-за которых стала очевидной необходимость в едином регулирующем и эмиссионном органе.

На сегодняшний день ФРС берет на себя следующие функции:

  • выполнение задач Центрального банка страны;
  • соблюдение баланса между общественными интересами в США и интересами коммерческих банков;
  • надзор и регулирование банковской системы страны, защита интересов инвесторов и клиентов кредитных организаций;
  • проведение эмиссии денег – долларов США;
  • регулирование и стабилизация финансовых рынков, контроль за рисками;
  • оказание депозитарных услуг для правительства США и официальных международных учреждений;
  • участие в функционировании системы международных и внутренних платежей;
  • устранение проблем с ликвидностью на местном уровне и предоставление займов кредитным организациям;
  • укрепление роли США в мировой экономике.

На сегодняшний день ФРС включает следующие основные структурные подразделения: совет управляющих, состоящий из семи человек, назначаемых президентом США и утверждаемых конгрессом сроком на 14 лет; Федеральный комитет по открытым рынкам, Федеральный консультационный совет, 12 федеральных резервных банков, являющихся региональными представителями ФРС, и остальные кредитные организации – участники системы.

Особенность ФРС (в отличие от традиционных ЦБ других стран, например Банка Англии или Центрального банка РФ) в том, что она построена не на государственном, а частном капитале. Любая кредитная организация, соответствующая требованиям ФРС, может приобрести ее акции. Это позволяет получать фиксированный дивидендный доход, а также дает право голоса при избрании шести из девяти управляющих региональных отделений.

Контроль за деятельностью ФРС осуществляют палата представителей конгресса США, перед которой нужно отчитываться ежегодно, и Банковский комитет конгресса (отчет два раза в год). ФРС ежегодно проходит аудиторскую проверку. Кроме того, с точки зрения закона президент США может уволить любого управляющего ФРС, но эта норма до настоящего времени никогда не применялась.

Одна из самых важных функций ФРС – денежная эмиссия. На практике она производится следующим образом. Выпущенные деньги идут в основном на покупку долговых операций правительства США – казначейских обязательств. Лишь потом банкноты поступают в обращение.

Часть прибыли ФРС, получаемая по госбумагам, а также в результате операций на открытых рынках, идет на выплаты зарплат сотрудникам, дивидендов банкам – участникам системы. Основная доля доходов перечисляется в доход федерального бюджета.

Читайте также:  Росбанк чита амурская 88 телефона

Федеральная резервная система (ФРС) — организация, выполняющая функции Центрального банка США. Независимый орган в правительстве США.

С февраля 2015 года пост Председателя ФРС занимает Джанет Йеллен.

История создания ФРС

Начало ФРС было положено в 1913 году, когда был принят закон «О федеральном резерве». До создания ФРС была система из частных банков, которые оказались не в состоянии создать эффективную централизованную финансовую систему страны. Создание ФРС явилось результатом противодействия ряду межбанковских кризисов в 1873-м, 1893-м и 1907 году, из-за которых стала очевидной необходимость в едином регулирующем и эмиссионном органе.

Состав Федерльной резервной системы

В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, расположенных в крупнейших городах, около трёх тысяч коммерческих так называемых банков-членов, назначаемый президентом Совет управляющих (состоит из семи человек, назначаемых президентом США и утверждаемых конгрессом сроком на 14 лет) Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и консультационные советы.

Функции Федерльной резервной системы

  • выполнение задач Центрального банка страны;
  • соблюдение баланса между общественными интересами в США и интересами коммерческих банков;
  • надзор и регулирование банковской системы страны, защита интересов инвесторов и клиентов кредитных организаций;
  • проведение эмиссии денег – долларов США;
  • регулирование и стабилизация финансовых рынков, контроль за рисками;
  • оказание депозитарных услуг для правительства США и официальных международных учреждений;
  • участие в функционировании системы международных и внутренних платежей;
  • устранение проблем с ликвидностью на местном уровне и предоставление займов кредитным организациям;
  • укрепление роли США в мировой экономике.

Особенности ФРС

Основной особенностью является то, что система построена не на государственной, а частном капитале.

Контроль за деятельностью ФРС осуществляют палата представителей конгресса США, перед которой нужно отчитываться ежегодно, и Банковский комитет конгресса (отчет два раза в год). ФРС ежегодно проходит аудиторскую проверку. Кроме того, с точки зрения закона президент США может уволить любого управляющего ФРС, но эта норма до настоящего времени никогда не применялась.

Часть прибыли ФРС, получаемая по госбумагам, а также в результате операций на открытых рынках, идет на выплаты зарплат сотрудникам, дивидендов банкам – участникам системы. Основная доля доходов перечисляется в доход федерального бюджета.

Доллар США — глобальная валюта №1, а его эмиссию осуществляет Федеральная резервная система. Трудно переоценить влияние ФРС на все без исключения финансовые рынки и мировую экономику в целом. Что представляет собой организация, выполняющая функции центрального банка США, и чего ожидать от ФРС сегодня и в последующие годы?

История Федеральной резервной системы

Federal Reserve System, или FED создана 23 декабря 1913 года как федеральное агентство, выполняющее миссию регулятора всей банковской системы Соединенных Штатов Америки и единственного эмитента американской валюты. Ранее право печатать доллары США принадлежало нескольким коммерческим кредитным организациям, заключившим договор о выпуске банковских билетов с федеральными властями в лице Конгресса.

Поводом для создания ФРС послужила охватившая США «банковская паника 1907 года», вызвавшая отток средств вкладчиков из финорганизаций по всей стране и кризис на Нью-Йоркской фондовой бирже. Банковскую систему США спас успешный финансист Джон Пирпонт Морган, вливший в нее огромную долю собственных денег и убедивший вложиться в банковский сектор целый пул частных инвесторов. Но федеральному правительству во главе с 26-м президентом Теодором Рузвельтом (не путать с 32-м — Франклином Рузвельтом, правившим в период «Великой депрессии») пришлось задуматься о создании системы централизованного надзора и управления банками.

Глава государства подписал указ о национальной денежной комиссии. Возглавивший ее сенатор Нельсон Олдрич отбыл в двухлетнюю командировку в Европу знакомиться с опытом работы центробанков Англии, Германии и Франции. После его возвращения был разработан план создания регулятора, обговоренный 22 ноября 1910 года во время тайной встречи членов комиссии на острове Джекил. Там было принято решение, что в названии новой организации не нужно использовать слово «банк», а ее деятельность будет регламентировать закон о федеральном резерве.

В открытых источниках изложена любопытная подоплека этих событий, кардинально повлиявших на всю новейшую историю — о которых, однако, не расскажет официальный сайт ФРС. Утверждается, что паника была создана искусственно самими владельцами крупнейших американских банков. Пока одни кредитные организации лопнули, другие только увеличили и собственный капитал и состояние. В национальную денежную комиссию вошли особы, приближенные к упомянутому Дж.П. Моргану, а сенатор Олдрич был тестем Джона Рокфеллера-младшего.

ФРС — центральный банк США или нет?

Федеральную резервную систему США часто именуют «государством в государстве». ФРС подотчетна палате представителей (ежегодно) и банковскому комитету Конгресса США (дважды в год). Кроме того, она аудируется счетной палатой США. Членов высшего руководства FED назначает возглавляющий исполнительную ветвь власти президент США по согласованию с верхней палатой парламента.

Читайте также:  Санкт петербург улица тельмана 24

При этом, несмотря на принадлежащий ФРС официальный статус правительственного федерального агентства, по форме собственности она является сугубо частной акционерной компанией.

Согласно закону о федеральном резерве организация состоит из двенадцати региональных ФРБ (федеральных резервных банков), чьими акционерами в свою очередь являются коммерческие банки. Самый большой в данной системе — ФРБ Нью-Йорка. Другие ФРБ также де-факто принадлежат крупным коммерческим и частным банкам.

Обратите внимание: в отличие от российских банковских организаций, ни один банк США не принадлежит государству. Доля великого и могущественного государства под названием USA в банковской системе страны — 0%.

Более того, американскому правительству не принадлежат деньги, именуемые национальной валютой США. Дело даже не в том, что на долларовых купюрах стоит обозначение «Federal Reserve note», то есть билет Федерального резерва, а не банкнота США. Более важно другое — чтобы получить деньги в федеральный бюджет, казначейство должно выпустить гособлигации (знаменитые «treasuries»), которые выкупает FED.

Процентные выплаты по этим облигациям таким образом приносят ФРС доход — фактически это деньги налогоплательщиков. Занимательный факт: 16-я поправка к американской конституции, которой введен подоходный налог, была принята в том же 1913 году, в котором создана ФРС.

Дивидендный доход банков ФРС

Интересно, что акции федеральных / региональных резервных банков приносят частным банкам-членам ФРС (а их около 2000) постоянный дивиденд 6%. Этот доход не зависит от прибыли самой ФРС, а акции не продаются и не обмениваются. При этом актуальная ставка по 10-летним облигациям менее 3%. Для сравнения:

уставный капитал и имущество Центробанка РФ являются государственной собственностью;

Немецкий федеральный банк находится в 100-процентной собственности государства;

полный собственник Банка Англии — Солиситор Минфина от имени правительства Великобритании;

52% акций Национального банка Швейцарии де-факто принадлежит государству;

в соседней с США стране банк Канады с 1938 года является госучреждением

Поэтому прибыль других центробанков либо вообще не перераспределяется в руки частных банкиров, либо это происходит не в тех объемах, как в США.

Активы ФРС

Общий объем госдолга США, доступный по ссылке здесь , постоянно растет и на 15 марта 2018 превысил $21 трлн. За последние столетие росли и активы ФРС, взлетев как ракета во время и после мирового кризиса 2008 года:

Казначейские облигации на $6,26 трлн. принадлежат сторонним государствам — лидерами являются Китай (25%) и Япония (20%), тогда как Россия владеет лишь 4% облигаций. Доля ФРС в американских гособлигациях составляет $ 2,465 трлн. Держателями остального госдолга США выступают государственные и местные органы власти, включая пенсионные фонды, частные пенсионные фонды, банки, страховые компании, наконец частные инвесторы. Иначе говоря, на внешний долг страны приходится лишь около трети обязательств.

Центробанковские функции

Но в то же время часть прибыли FED, оставшаяся после выплаты дивидендов банкам-членам и вознаграждения за труд персоналу ФРС / ФРБ, направляется в федбюджет США. К тому же именно Federal Reserve System является единственным регулятором банковского рынка Штатов, исправно выполняя основные функции, присущие центробанкам. Функции ФРС:

эмиссия USD (наличного и безналичного);

кредитование банков и других кредитно-финансовых организаций;

обеспечение государственных финансовых гарантий;

надзор над деятельностью банковских организаций;

контроль и регулирование финансовых рынков, а также рынка труда;

поддержание баланса между интересами государства и интересами банков;

оказание депозитарных услуг для федерального правительства, властей субъектов федерации (штатов США) и международных финансовых организаций / учреждений.

Структура ФРС

Лучше уяснить, как проходит деятельность ФРС сегодня, поможет анализ ее структуры, позволяющий одновременно полнее разобраться с устройством всей банковской системы США.

Глава ФРС

Организацию возглавляет глава ФРС, которого назначает президент США по согласованию с законодателями.

Смена хозяина Белого Дома отнюдь не всегда влечет перестановку на посту руководителя FED. Один глава пережил четырех президентов и занимал пост целых 19 лет. Но сегодняшний американский лидер Дональд Трамп сместил Джанет Йеллен, чья миссия окончилась 3 февраля 2018, и назначил на ее место Джерома Пауэлла.

Как политическая система США разделена на две основные партии, так и взгляды руководителей направлены на одно из двух приоритетных направлений: увеличение рабочих мест или борьба с инфляцией. Для двух последних глав ФРС приоритетом были именно рабочие места — что впрочем неудивительно ввиду низкой инфляции, на которую мало влияет даже крайне низкая процентная ставка.

Насколько значимой фигурой является руководитель ФРС несложно судить по тому, что не только на каждое выступление главы ФРС, но уже в преддверии оного рынки часто бурно реагируют сменой котировок. Кстати, на 2018 год анонсировано постепенное повышение процентной ставки ФРС.

Читайте также:  Карта яркая бонусы партнеры и акции

Наряду с главой высшее руководство составляет Совет управляющих (Board of Governors) численностью семь человек.

Федеральные резервные банки

Систему составляют 12 региональных резервных банков, которые:

носят названия по топонимам городов, в которых располагаются (ФРБ Нью-Йорка, ФРБ Атланты, ФРБ Бостона и так далее);

помимо этого имеют собственные буквенные и цифровые обозначения (ФРБ Нью-Йорка — 2 B, ФРБ Чикаго — 7 G, ФРБ Далласа — 11 K и т. д.);

реализуют надзорные полномочия и финансовую политику ФРС на региональном уровне в тех штатах, на которые распространяется их деятельность;

имеют собственные руководящие органы — советы управляющих, по 9 человек в каждом.

Федеральный комитет по открытому рынку

Фед. комитет по открытому рынку (Federal Open Market Committee, FOMC) — орган, принимающий решения о значениях (размерах) основных процентных ставок в США. Комитет проводит по этому вопросу 8 (восемь) заседаний ФРС в год, расписание которых заблаговременно публикуется на сайте ФРС: federalreserve.gov.

В состав Комитета (FOMC) входят 12 человек:

7 членов Совета Управляющих;

президент ФРБ Нью-Йорка (как крупнейшего);

4 президента остальных ФРБ, проходящих ежегодную ротацию.

На заседаниях вправе присутствовать, дискутировать и вносить предложения все руководители ФРБ, но не входящие на данный момент в Комитет лишены права голоса.

Консультативные советы

Структура ФРС также включает три консультативных совета:

1. Федеральный консультативный совет — 12 влиятельных банкиров, каждый представляет свой регион ФРС;

2. Потребительский консультативный совет — 30 представителей финансовых кругов, делегатов от потребсоюзов, юристов по вопросам прав потребителей, ученых-экономистов;

3. Консультативный совет сберегательных учреждений — состоит из представителей сберегательных банков, ссудо-сберегательных ассоциаций и других депозитных организаций.

Члены консультативных советов де-юре обладают исключительно правом совещательного голоса, де-факто — способны влиять на решения, принимаемые Советом управляющих.

Банки-члены ФРС

Банки-члены — владельцы акций ФРБ. Это более половины кредитно-финансовых организаций США, как крупнейших, так и более мелких.

Преимущество членства в ФРС помимо упомянутого дивиденда 6% годовых — доступ к займам центробанка на более выгодных условиях. Главный недостаток — часть собственного капитала банка-члена лежит в FED бездоходным резервом. Общее количество работников системы ФРС оценивается немного менее, чем 20 000 человек — тогда как у российского Центробанка более 50 000 служащих.

ФРС в действии

Истории известны примеры эффективного влияния ФРС на экономику, наиболее яркие из них — преодоление высокой инфляции 1979 года и мирового финансового кризиса 2008 года. На отрезке в 30 лет ставка 10-летних казначейских облигаций проделала впечатляющий путь вниз со своего исторического максимума до исторического минимума около нуля.

В 1979 году инфляция в США взяла 10-процентную планку, достигнув 13,29%. Тогда же до 15% подскочила ставка по 10-летним гособлигациям. Американцы в панике ожидали финансового апокалипсиса. Но ужесточение денежной политики назначенным в том же году главой ФРС Полом Волкером обуздало инфляцию, уже в 1982 году сократившуюся до 3,83%.

Кстати, в то же время Волкером было сделано одно из самых резонансных заявлений ФРС, повлиявших на рынок. Фактически он изменил денежную политику, в результате чего предполагались сильные и резкие изменения процентных ставок. Так как доходность всех видов облигаций определяется в первую очередь именно процентной ставкой, то инвестиционные банки мира быстро осознали, что прежняя «тихая гавань» облигаций в новых условиях превращается в финансовое казино. Так что на 80-е годы пришелся расцвет рынка ипотечных и мусорных облигаций.

Преодолеть последствия кризиса 2008 года Штатам позволила политика количественного смягчения, или QE (Quantitative easing). Тут уже наоборот процентная ставка оказалась слишком низкой и стандартная мера регулятора — ее дальнейшее понижение для оживления бизнеса — означала бы уход доходности облигаций в отрицательную зону. Это реально случилось в Европе, однако США поступили по-другому. С ноября 2008 по октябрь 2014 Федрезерв реализовал три программы QE, выкупив колоссальный объем обесценившихся долгов банков, крупных корпораций и частных компаний — в основном ипотечных агентств. Эти меры спасли финансовый рынок путем рекапитализации банковских и других кредитно-финансовых организаций, тем самым оживив экономику.

Однако эти меры также привели к слишком стремительному подъему фондового рынка, который взлетел заметно выше среднеисторического показателя — что в настоящий момент заставляет многих либо предполагать масштабный кризис, либо заметное и долгосрочное замедление экономики. Доходность рынка в следующие 10 лет многими специалистами оценивается не более 4% годовых при средних 10% в последние 200 лет.