Является ли банк юридическим лицом

Кредитная организация (аббр. КО); кредитное учреждение, в соответствии с законодательством Российской Федерации — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Виды кредитных организаций (в соответствии с законом РФ «О банках и банковской деятельности»):

  • Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
  • привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,
  • размещение указанных средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности, срочности,
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
  • Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
  • Банк — это коммерческое предприятие, являющееся юридическим лицом, действующим в соответствии с законом страны местопребывания. Банкам предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности и платности, а также осуществлять многие другие банковские операции. В роли учредителей банков могут выступать фирмы, банки, корпорации, отдельные физические лица, как постоянные жители страны, так и иностранцы. Коммерческий банк приобретает статус юридического лица с момента регистрации устава в ЦБР.

    Деятельность банков носит двойственный характер — это не только коммерческие предприятия, но и важный социальный институт. Как коммерческие предприятия банки заинтересованы в получении максимальной прибыли. Как социальный институт они являются основным звеном финансовой инфраструктуры: банковская система, наряду с бюджетной, призвана обеспечить стабильные условия нормального функционирования государства и повышение уровня жизни населения.

    Эти две стороны деятельности коммерческих банков взаимосвязаны непостоянно находятся в сфере внимания государства и общественности. Поэтому правительство и ЦБР регламентируют порядок образования и основные правила функционирования банков. Государство не только определяет порядок создания банков, но и, используя систему регулируемых нормативов, осуществляет контроль за их деятельностью. Банк может начать свои операции только после получения соответствующей лицензии, то есть разрешения от ЦБР, ведущего регистрацию коммерческих банков. Для регистрации коммерческого банка должен быть подготовлен пакет учредительных документов, которые предварительно изучаются в Главных территориальных управлениях, а затем — в Департаментах ЦБР. Состав учредительных документов регламентирует ЦБР. Важнейшим среди них является устав, который должен содержать:

    — наименование банка и его местонахождение (почтовый адрес);

    — перечень операций, осуществляемых банком;

    — размер уставного капитала, резервного, страхового и иных фондов, образуемых банком;

    — указание на то, что банк является юридическим лицом и действует на коммерческой основе;

    — данные об органах управления банком, об их структуре, порядке образования и функциях. .

    Уставы банков подготавливаются в соответствии с рекомендациями ЦБР и могут включать иные, не противоречащие законодательным актам положения, связанные с особенностями деятельности банков/ Банки обязаны уведомлять ЦБР обо всех изменениях, вносимых в устав.

    Уставный капитал банка складывается из средств юридических и физических лиц и служит обеспечением обязательств банка. Он формируется из средств не менее, чем трех учредителей,, В уставе банка определяется не только размер уставного фонда, но и порядок его формирования, а также состав учредителей банка. (Уставный капитал коммерческих банков может быть создан только за счет собственных средств учредителей. В частности, не допускается использование для формирования уставного фонда кредитов, полученных от других, уже действующих банков, а также средств политических партий.

    Прежде всего учредители должны сделать первоначальный паевой взнос. На долю учредителей банка должна приходиться определенная часть процентов уставного фонда. Остальная сумма паевых взносов может быть внесена другими юридическими или физическими лицами. Вместе с тем существует определенное ограничение на размер паевого взноса или на приобретение пакетов акций, когда банк учреждается как акционерный, или меняет свою форму с паевой на акционерную. Если одно лицо — юридическое или физичес-, кое — приобретает более 5 процентов долей (акций)’ банка, то об этом необходимо информировать "ЦБР. Приобретение акций или паев такими лицами в размере более 20, процентов уставного фонда может быть произведено только с согласия ЦБР. Это же положение применяется в тех случаях, когда долю в капитале или пакет акций приобретает группа лиц, связанных между собой соглашением или являющихся зависимыми по отношению друг к другу. Подобные ограничения призваны предотвратить концентрацию банковского капитала в одних руках.

    В первоначальный период формирования коммерческих банков их уставный капитал мог быть сравнительно невелик —- менее 100 млн. рублей.". В дальнейшем он подвергался неоднократному увеличению. Регламентирование размера уставного капитала является одним из важнейших инструментов контроля со стороны государства за стабильностью банковской системы страны. Уставный капитал уже существующих банков не будет пересматриваться, однако к 1999 году они сохранят право на осуществление операций, если их собственные средства составят сумму, эквивалентную 5 млн. ЭКЮ. Для сравнения отметим, что уставные капиталы коммерческих банков в западноевропейских странах должны составлять 10— 15 млн. ЭКЮ.

    Читайте также:  Банк восточный адреса офисов в спб

    Значительное увеличение уставного капитала коммерческих банков будет способствовать исключению из числа банков случайных и ненадежных, снижающих степень доверия ко всей банковской системе. Мелкие банки могут выдавать лишь небольшие суммы кредитов, которые с учетом инфляции недостаточны даже для совершения некрупных торговых операций. К тому же работа мелких банков на пределе своих возможностей значительно повышает риск их банкротства, ибо даже один не возвращенный вовремя кредит влечет за собой невосполнимые потери.

    Наряду с уставом для открытия коммерческого банка

    необходимо подготовить ряд других учредительных до

    кументов, которые позволяют оценить надежность вновь

    создаваемого банка. Вот их перечень:

    — учредительный договор с полной юридической характеристикой каждого учредителя;

    — балансы учредителей за предшествующий период (два-три года) и другие отчетные документы, на основе "которых можно определить финансовое состояние учредителей. Достоверность балансов и финансовых отчетов . подтверждается аудиторами;

    — сведения о руководящем составе банка; руководители должны иметь высшее экономическое образование и опыт работы на соответствующих должностях в банковской системе не менее трех лет, а также обладать безупречной репутацией.’При изменениях в персональном составе руководства банка в ЦБР представляются документы, подтверждающие профессиональные качества вновь назначенных должностных лиц. Работникам органов государственной власти и управления участие (совмещение должностей) в органах управления банков запрещается;

    — экономическое обоснование целесообразности и необходимости создания коммерческого банка. В этом документе приводятся сведения о возможности привлечения денежных средств; о структуре кредитных вложений; об ожидаемой прибыли и о составе клиентов, принимаемых на кредитно-расчетное обслуживание.’, Необходимо также составить ожидаемый расчетный баланс за первый год деятельности банка.

    Документы подготавливает комитет или группа из числа учредителей. На основе их всестороннего изучения ЦБР принимает решение о регистрации нового коммерческого банка.. Он же ведет общегосударственный реестр банков, получивших лицензии. Банки приобретают право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии. При ликвидации или реорганизации банков лицензия возвращается в ЦБР, а запись в реестре аннулируется. Реестр банков, изменения и дополнения к нему публикуются ЦБР в открытой печати.

    До представления перечисленных выше документов проходит учредительное собрание, на котором избирается руководящий состав банка и утверждается его устав. Лица, участвующие в учреждении коммерческого банка’ или пожелавшие приобрести его акции (паи), до учредительного собрания обязаны внести на временный расчетный счет учреждаемого банка не менее 10 процентов номинальной стоимости акций (паев), на которые они подписались. Основанием для открытия такого счета является учредительный договор. Счет открывается в расчетно-кассовом центре ЦБР по предполагаемому местонахождению создаваемого банка.

    Коммерческие банки независимы от органов государственной власти и управления при принятии ими решений о проведении своих операции. Принципы деятельности, российского коммерческого банка можно сформулировать в следующих положениях:

    — самостоятельный выбор своих клиентов, вкладчиков и заемщиков;

    — свободное распоряжение собственными и привлеченными ресурсами, а также доходами в рамках, установленных действующим законодательством;

    — кредитование заемщиков в пределах фактически имеющихся у банка ресурсов;

    —полная материальная ответственность за результаты своей деятельности;

    — осуществление операций по привлечению и разме

    щению денег на условиях взаимной договоренности с

    вкладчиками и заемщиками;

    — выполнение своих обязательств в порядке, установленном законом, то есть прежде всего перед вкладчиками и держателями ценных бумаг банка, и в последнюю очередь — перед своими акционерами или пайщиками;

    — выбор операций при максимализации прибыли и минимизации риска;

    — обязательное соблюдение установленных высшими органами государственной власти законов, нормативов и правил, регулирующих деятельность коммерческих банков.

    Все многообразие банковских операций с некоторой степенью условности можно разделить на три группы;

    1. Операции по привлечению денежных ресурсов (пассивные операции).

    2. Операции по размещению ресурсов (активные операции).

    3. Посреднические и забалансовые операции—

    Рассмотрим укрупненную характеристику каждой из этих групп (подробное их описание и анализ будут даны в последующих главах).

    Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

    Читайте также:  Как заработать на падении доллара

    В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

    Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

    Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

    Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

    Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

    В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

    Функции Банка России

    Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

    Читайте также:  Банк втб в сергиевом посаде телефон

    — во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

    — во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

    — монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

    — утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

    — является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

    — устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

    — осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

    — устанавливает правила проведения банковских операций;

    — осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

    — осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

    — принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

    — принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

    — осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

    — осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

    — осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

    — осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

    — осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

    — осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

    — организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    — определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

    — утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

    — утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;

    — устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

    — принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;

    — принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

    — организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;

    — для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, порядок и формы предоставления ими первичных статистических данных, включая формы федерального статистического наблюдения;

    — проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

    — осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

    — является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

    — осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

    — осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

    — организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;

    — осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

    Дата последнего обновления: 1 марта 2019 года.