Эмиссию наличных денег производят

Эми́ссия денег (от фр. émission — выпуск) — выпуск денег в обращение, ведущий к увеличению денежной массы [1] .

Содержание

Эмиссия наличных денег [ править | править код ]

Россия [ править | править код ]

В России действуют следующие принципы эмиссии наличных денег:

  • принцип необязательности обеспечения золотом (не устанавливается официальное соотношение между рублём и золотом или другими драгоценными металлами);
  • банкноты и монеты Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами;
  • принцип монополии и уникальности (эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия на территории России осуществляются исключительно Центральным банком РФ);
  • принцип безусловной обязательности (рубль является единственным законным платежным средством на территории России);
  • принцип неограниченной обмениваемости (не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена; при обмене банкнот и монет на денежные знаки нового образца срок их изъятия из обращения не может быть менее одного года и более пяти лет);
  • принцип правового регулирования (решение о выпуске денег в обращение и изъятии их из обращения принимает Совет директоров Банка России).

Производство наличных денежных средств [ править | править код ]

Производство наличных денежных средств (чеканка монет и печать банкнот) в физическом исполнении осуществляется на специализированных предприятиях (монетных дворах). В России ОАО «Гознак» изготовление монет осуществляет на московском и Санкт-Петербургском монетных дворах. На этих же предприятиях обычно изготавливают медали, значки. Банкноты печатают в специализированных типографиях. На этих же предприятиях обычно изготавливают бланки ценных бумаг, паспортов и других важных документов с повышенными средствами защиты от подделки. Некоторые государства не имеют собственных предприятий по изготовлению наличных. Они на платной основе заказывают изготовление в других странах. Например, заказ на выпуск первых вариантов украинской гривны был размещён в Канаде. Белогвардейские генералы (например, Деникин, Колчак и т. д.) также заказывали денежные знаки в других странах.

Сам процесс производства жёстко регламентируется.

Эмиссия безналичных денег [ править | править код ]

Центральный банк выдаёт кредиты другим банкам, как правило в виде сделки РЕПО по ставке рефинансирования. Эмитированные средства зачисляются на корреспондентский счёт банка-получателя в ЦБ. В активе ЦБ остаётся та же сумма выданного кредита, «погашаемая» при его возврате. Кроме того, часть денежных средств вводится в экономику путём покупки иностранной валюты и пополнении ей золотовалютных резервов, так как при этом попадает в оборот национальная валюта.

Если наличные деньги эмитирует только центральный банк, то безналичные деньги могут создаваться в частном порядке. Обычно это связано с выдачей кредитов. При этом передача безналичных средств между банками не может происходить без контроля центрального банка, а объёмы межбанковских переводов ограничены размером безналичных средств на корреспондентском счету банка плательщика. При недостаточности средств, банки прибегают к различным вариантам рефинансирования. Центральный банк обычно гарантирует предоставление краткосрочных безналичных ссуд по цене ставки рефинансирования. Эффект увеличения денег в обороте за счёт выдачи кредитов называют банковским мультипликатором.

Но это не единственный вариант безналичной денежной эмиссии. Если вексель используется в расчётах за товары или услуги, то такой вексель начинает играть роль дополнительно эмитированных денег.

Изъятие кредитных денег из оборота происходит при погашении кредитов (оплаты векселей). Такие операции, не сбалансированные соответствующим объёмом эмиссии, провоцируют кредитное сжатие.

Доход от эмиссии денег [ править | править код ]

Поскольку деньги являются средством обращения, от которого зависит благополучие общества в целом, право получать доход от их создания, по мнению многих [ кого? ] , должно принадлежать государству. По мнению американского экономиста Германа Дэйли, присвоение этого дохода частными субъектами (коммерческими банками) можно рассматривать как форму их скрытого субсидирования за счёт общества, что вызывает вопросы о моральной оправданности такого рода субсидии и о том, как она соотносится с принципом честной конкуренции. [2]

Современная ситуация [ править | править код ]

Согласно данным Банка Англии, в декабре 2013 года примерно 97 % денежной массы в экономике составляли банковские депозиты, большей частью, созданные самими частными банками как результат кредитования [3] .

Также существенным является тот факт, что увеличение денежной массы в интересах развития экономики, как правило, возможно лишь путём увеличения долгов экономических субъектов перед банками [ источник не указан 1420 дней ] . При этом рост денежной массы (и долгов) в современной экономике опережает рост ВВП (см. Turner, 2014). В то же время опережающий по отношению к ВВП рост долгов толкает к финансовому кризису. [4]

В связи с этим некоторые экономисты предлагают увеличить нормы резервирования по текущим счетам до 100 %. Впервые эта идея была высказана Фредериком Содди в 1920-х годах, позже с аналогичными предложениями выступали Ирвинг Фишер и Генри Саймонс. Различные варианты такого рода реформы предлагались также Милтоном Фридманом (1960), Джеймсом Тобином (1987), Джоном Кэем (2009) и Лоуренсом Котликофф (2010). По их мнению, это лишит банки возможности создавать новые деньги в форме займов, передаст денежную эмиссию исключительно государству. Экономисты МВФ в 2012 году моделировали предложения Фишера и пришли к выводу об «уверенном подтверждении» заявленных преимуществ предлагаемой им системы. [5] Дальнейшим развитием предложений Фишера (главным образом, связанным со спецификой денежного обращения в электронной форме) является работа Джозефа Хубера и Джеймса Робертса «Creating New Money» (2000). В Великобритании создана НГО Positive Money [6] , она ведет кампанию за лишение банков права на эмиссию и создание «суверенных денег».

Читайте также:  Взять кредит в банке 1500000 рублей

Монополия на эмиссию наличных денег принадлежит государственному центральному банку. При административно-распределительной системе величина эмиссии служила объектом директивного планирования государством и не в коем случае не могла превышаться. В условиях рыночной экономики директивного планирования не существует, однако центральные банки прогнозируют размер предполагаемой эмиссии, используя прогнозы кассовых оборотов коммерческих банков и собственные аналитические материалы. При этом важно не только установить оптимальную прогнозируемую величину эмиссии, но и распределение ее по отдельным регионам страны.

Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализовано. Это связано с тем, что потребность коммерческих банков в наличных деньгах зависит от потребности в них юридических и физических лиц, обслуживаемых этими банками, а она постоянно меняется. Поэтому каждый раз завозить деньги из Центра, чтобы удовлетворить эту потребность было бы не только нецелесообразно, но и невозможно.

Поэтому эмиссию наличных денег производят ЦБ РФ и его расчетно-кассовые центры (РКЦ). Они открываются в различных регионах страны и выполняют расчетно-кассовое обслуживание расположенных в этих регионах коммерческих банков. Для эмиссии наличных денег в расчетно-кассовых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение, в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, поскольку они не совершают движения, являются резервом.

В оборотную кассу расчетно-кассового центра постоянно поступают наличные деньги от коммерческих банков, но и из нее постоянно выдаются наличные деньги коммерческим банкам. Таким образом, деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении. Если сумма поступлений наличных денег в оборотную кассу расчетно-кассового центра превышает сумму выдач денег из нее, то деньги изымаются из обращения. При этом они переводятся из оборотной кассы РКЦ в ее резервный фонд.

Резервными фондами РКЦ распоряжаются управления (городские, областные, республиканские) Центрального банка России.

Расчетно-кассовые центры обязаны выдавать коммерческим банкам бесплатно наличные деньги в пределах их свободных резервов. В то же время в соответствии с действующими распоряжениями Центрального банка коммерческие банки обязаны в конце операционного сдать часть наличных денег, превышающую установленный лимит в РКЦ. Лимит наличных денег для коммерческих банков устанавливает РКЦ на 1 год с учетом таких факторов как количество обслуживаемых клиентов, их потребность в наличных деньгах, график выплат доходов населению и степени удаленности.

Поступление и выдача наличных денег в коммерческие банки обусловлены тем, что коммерческие банки обслуживают своих клиентов, то есть клиенты банка имеют право получать наличные в пределах средств на расчетном счету. С другой стороны юридические лица обязаны в конце дня сдавать наличные деньги в банк, если их сумма превышает установленный лимит.

Лимит наличных денег для предприятия устанавливается коммерческим банком на 1 год с учетом таких факторов, как род деятельности, предприятия, масштаб предприятия, степень удаленности от коммерческого банка или отделения связи. Лимит наличных денег в кассе предприятия может быть превышен только в течение 3 дней (для условий Крайнего севера – 5 дней) – это дни выдачи денежных доходов населению.

Для РКЦ территориальное управление центрально банка также устанавливает лимит наличных денег на оборотные кассы. Таким образом, если сдача денег в РКЦ превысила выдачу наличных денег и эта разница превышает лимит, то РКЦ переводит излишнюю сумму из оборотной кассы в резервный фонд, т.е. проводит операцию по изъятию денег из оборота.

Если количество запросов на выдачу наличных денег превышает объем сданных денег, то РКЦ запрашивает разрешение у Центрального банка на перевод недостающей суммы из резервного фонда в оборотную кассу. Для данного РКЦ – это эмиссионная операция.

Одновременно в стране одни РКЦ осуществляют эмиссионные операции, другие — изымают деньги из оборота, а значит сведениями о том, произошла ли эмиссия в целом по стране располагает только Центральный банк, который проводит ежедневный эмиссионный баланс.

Деньги, эмитируемые РКЦ в обращение, поступят в операционные кассы коммерческих банков, откуда будут выданы клиентам этих банков, т.е. поступят или в кассы предприятий, или непосредственно населению.

Следовательно, наличные деньги трансформируются из безналичных денег, находящихся на депозитных счетах, и представляют собой составную часть денежной массы, созданной коммерческими банками, в результате действия механизма банковского мультипликатора.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Эмиссия наличных денег — это выпуск денег в обращение, при котором увеличивается их общая масса. Монополия выпуска наличных денег в каждой стране принадлежит центральному государственному банковскому органу, например в России — Центральному банку РФ, в США — Федеральной резервной системе.

Читайте также:  Оплата телефона на номер 900 сбербанк

Эмиссионная монополия за центральным банком как представителем государства законодательно закреплена в развитых странах только в отношении банкнот и в некоторых случаях монет (чеканкой монет часто занимается министерство финансов). Однако монополия на банкнотную эмиссию не означает ее жесткого контроля или увязки с какими-либо макроэкономическими показателями (считается, например, что она растет параллельно росту ВВП). Это ведет к отсутствию планирования наличного обращения, поскольку деньги автоматически предоставляются банкам через отделения центрального банка по мере предъявления спроса на них и, что очень важно, не могут использоваться для покрытия дефицита бюджета. Так, политика Банка Англии в данном вопросе состоит в выпуске в обращение по возможности подержанных денег для экономии на их изготовлении.

Выпуск долговых обязательств государства отличается от эмиссии банкнот тем, что последние (простые векселя до востребования) могут использоваться как законодательное платежное средство и по ним не надо платить процент. Продажа банкнот банкам идет по номиналу, хотя в отдельных случаях центральные банки могут взимать комиссионные в связи с предоставлением дополнительных услуг. Так, Банк Норвегии берет дополнительную плату за поставки банкнот, пригодных для использования в автоматических аппаратах, а также за специально упакованные монеты. Поскольку для центрального банка банкноты выступают товаром, то он фактически получает прибыль в виде разницы между издержками изготовления и номиналом, составляющую ресурс (пассив) банка. Такой подход ввиду незначительного объема наличного обращения и растущих затрат на борьбу с подделками в связи с развитием множительной техники в большинстве стран незначителен.

Вопрос обеспечения банкнотной эмиссии каждой страной решается самостоятельно и всегда оформляется юридически. Характер обеспечения и, соответственно, косвенные границы банкнотной эмиссии определены законодательно. В некоторых странах еще оговаривается предел эмиссии фидуциарной эмиссии (банкнот, не обеспеченных запасом золота), хотя это не имеет большого практического значения.

Центральный банк обычно имеет монополию на эмиссии банкнот на всей территории страны, и только в Великобритании сделано исключение для Шотландии и Северной Ирландии. Поэтому трем крупнейшим коммерческим банкам Шотландии традиционно предоставляется право эмиссии банкнот собственного дизайна, которые являются только их обязательствами. Однако такая практика не представляет угрозы единству денежного обращения Великобритании, поскольку сверх небольшой суммы вся шотландская эмиссия должна быть на 100% обеспечена вкладами в Банк Англии или его банкнотами. При этом номиналы банкнот Банка Англии и шотландских банков полностью совпадают и свободно обращаются на территории всей страны по курсу 1:1.

Введение в обращение наличного евро в виде банкнот и монет (евроценты) с 1 января 2002 г. в 12 государствах ЕС продемонстрировало эмиссионные способности Европейского центрального банка. Он осуществил подготовку и непосредственно масштабную наличную эмиссию в достаточно короткие сроки (три года) и на густонаселенной территории (население — 300 млн жителей; территория — 2,5 млн км 2 ) 1 .

С 1 июля 2002 г. национальные валюты стран, входящих в Европейский валютный союз, вышли из обращения. Евро стал всеобщим платежным средством. Населению этих стран было предоставлено время (шесть месяцев) для обмена национальных банкнот и монет на евро по окончательному и конверсионному курсу, который был установлен на 1 января 1999 г. После этого национальные банкноты и монеты стран-участниц перестали быть легальным средством расчета и все платежи стали осуществляться только в евро. Все детали проведенной наличной эмиссии были согласованы с расчетной системой и национальной инфраструктурой стран — участниц ЕС 1 .

В условиях планово-распределительной экономики эмиссионные операции в нашей стране осуществлялись Госбанком СССР через системы кассовых и кредитных планов, а также баланса доходов и расходов населения. Правительство устанавливало предельный размер выпуска денег в обращение как сальдо поступлений и выдачи наличных денег по кассовому плану.

В условиях рыночной экономики произошел отказ от разделения кассового и денежно-кредитного планирования и переход к анализу и прогнозированию состояния денежного обращения по денежным параметрам (агрегатам). Они дают представление о динамике совокупного денежного оборота и необходимости выпуска денег в обращение.

Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады или для перевода на территории Российской Федерации.

Регулярное поступление банкнот и монет в хозяйственный оборот и их изъятие из оборота происходят в соответствии с потребностями хозяйственного оборота в средствах обращения и платежа. С целью обеспечения такого соответствия на Центральный банк РФ возложены следующие функции:

  • • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;
  • • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • • установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкрот и монет, а также их уничтожения;
  • • разработка и утверждение порядка ведения кассовых операций.

Завозить из Центра ежедневно, особенно в отдаленные регионы, например Камчатский полуостров, денежную наличность нереально. Вместе с тем эмиссия наличных денег всегда децентрализована. Поэтому эмиссию наличных денег производят Центральный банк РФ и его региональные расчетно-кассовые центры (РКЦ), содержащие резервные фонды и оборотные кассы.

Читайте также:  Сберкнижка после смерти владельца

В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении. Они не совершают движения, не накапливаются в виде сокровища, не служат средством платежа, поэтому они являются резервными.

Резервные фонды банкнот и монет играют важную роль в организации и регулировании денежного обращения. Величина резервных фондов устанавливается Банком России исходя из размера оборотной кассы, объема наличного обращения, условий хранения и емкости хранилищ. Резервные фонды создаются [1] :

  • • для удовлетворения потребности хозяйствующих субъектов и населения в наличных деньгах;
  • • обновления денежной массы путем изъятия поврежденных банкнот и монет;
  • • под держания оптимального покупюрного состава денежной массы для нужд обращения, сокращения расходов по перевозке и хранению денег;
  • • ликвидации встречных перевозок денег между регионами и центральным хранилищем.

В оборотную кассу РКЦ постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от коммерческих банков. Деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении.

Если сумма поступлений наличных денег на счете коммерческих банков превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности коммерческого банка в наличности происходит обратный процесс: со счета коммерческого банка в пределах его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности. РКЦ обязан обслуживать коммерческий банк бесплатно.

Процесс эмиссии наличных денег изображен на рис. 3.3. Предположим, у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастает потребность в наличных деньгах, а поступление денег в их операционные кассы не возрастает. В этом случае РКЦ будет вынужден увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого РКЦ запрашивает разрешение Центрального банка РФ, а при его получении переводит наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ. После подкрепления оборотной кассы РКЦ передаются наличные деньги в операционные кассы коммерческих банков, испытывающих нехватку наличных денег для осуществления расчетно-кассового обслуживания своих клиентов.

Рис. 3.3. Эмиссия и движение наличных денег

Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. При этом надо иметь в виду, что при осуществлении выпуска денег одним РКЦ другой может изъять в рамках установленного лимита наличные деньги из своей оборотной кассы. Поэтому по действиям одного РКЦ нельзя судить об эмиссии по всей стране, которая в этом случае охватывает большинство регионов. Соответственно о динамике выпуска наличных денег в оборот и об осуществлении эмиссии можно судить только при наличии информации о деятельности всех РКЦ. Для этого Центральным банком РФ составляется ежедневный баланс на основе сведений по сети РКЦ: где прошла эмиссия наличных денег, где их изъятие, что позволяет Банку России в централизованном порядке контролировать процесс эмиссии национальной валюты и принимать обоснованные решения по регулированию денежного обращения в рамках всей страны.

В России количество наличных денег постоянно увеличивается. Например, с 2001 г. до начала 2012 г. их количество возросло в 13,8 раза.

На начало 2012 г. наличные деньги в обращении составили 6,9 трлн руб., что на 1,1 трлн руб. больше, чем на начало 2011 г. Доля наличных денег в обращении вне касс банков в общей сумме денежной массы в последние годы снижается. По состоянию на 1 января 2012 г. она составила 24,2%, тогда как на начало 2011 г. — 25,3%, на начало 2010 г. — 26,4%. Из общей суммы наличных денег, находящихся в обращении на 1 января 2012 г. (6903 млрд руб.), на долю банкнот приходилось 99,3% (или 6854 млрд руб.), монеты — 0,7% (или 49 млрд руб.) [2] .

Уровень достаточности наличных денег в экономике определяется отношением наличных денег в обращении (вне касс банков) к ВВП. В Российской Федерации данный показатель существенно не изменился и за 2009—2011 гг. составил около 11%. Для сравнения: в Германии, Франции, Италии он составляет 8—10%, в Индии — 11, в Японии — около 19, в Китае — чуть больше 12, в США — около 7, в Канаде и Бразилии — примерно 4% Г

Количество наличных денег в обращении в ведущих экономиках мира за последние два года росло разными темпами. Максимально высокие темпы прироста наблюдались в странах БРИК: Бразилии, России, Индии и Китае. В то же время в 2011 г. в указанных странах отмечено замедление темпов прироста. В развитых экономиках в 2011 г. сложилась обратная ситуация — по сравнению с 2010 г. темпы прироста количества наличных денег в обращении ускорились. Наибольший темп прироста (9,6%) в 2011 г. отмечен в США, наименьший (1,9%) — в Японии [3] [4] .