Платежи за неработающее население

Дмитрий Медведев поручил Минздраву проработать вопрос об изменении уплаты страховых взносов в ФОМС за неработающих, — об этом сообщает РБК.

Ранее ведомства предлагали перенести плату за них из регионов в центр или ввести «налог на тунеядство».

Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Министерству здравоохранения, Министерству финансов и Министерству экономического развития к 30 апреля представить «согласованные предложения о совершенствовании порядка исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также целесообразности перераспределения полномочий по указанному вопросу».

Такое задание для министерств Медведев подготовил по итогам Российского инвестиционного форума, который прошел в Сочи 15–16 февраля.

О «целесообразности перераспределений полномочий по указанному вопросу» ранее высказывалась глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Она предлагала освободить регионы от уплаты взносов в ФОМС за неработающее население. «Сегодня за неработающее население платят субъекты. Это достаточно большая сумма — 618 млрд руб., это почти 7% расходной части их бюджетов. Но это не свойственные для субъектов платежи. Мне кажется, настало время подумать и освободить их от не свойственных для субъектов взносов за страхование неработающего населения», — заявляла она.

На Гайдаровском форуме в январе 2018 года Голикова сообщила о возможности передачи платежей регионов за неработающих на федеральный уровень. «Ни для кого не секрет, что, возможно, речь может идти о передаче на федеральный уровень платежа за неработающее население с соответствующим закреплением делегированных полномочий за регионами», — заявила она.

Помимо переноса выплат за неработающее население в центр ранее обсуждались и другие способы снять эту нагрузку с регионов. Осенью 2016 года Ольга Голодец заявляла о разработке Министерством труда законопроекта, который должен был ввести платеж в ФОМС с самих неработающих. Этот платеж получил в СМИ название «налог на тунеядство», хотя Дмитрий Медведев просил отказаться от этого наименования. «Сейчас разрабатывается проект закона, по которому граждане, выбравшие для себя путь неработы, будут должны внести платеж за фактическое использование социальной инфраструктуры», — рассказывала вице-премьер по социальной сфере во время правительственного часа в Совете Федерации в сентябре 2016 года.

Осенью 2016 года Минздрав и Минэкономразвития не поддержали введение этого налога. Размер такого налога мог бы составлять 20 тыс. руб. в год, позже уточнял глава Минтруда Максим Топилин. Он пояснял, что это — сумма налога с МРОТ работающего человека за год и взноса региона за неработающего в Фонд ОМС. В феврале 2016 года Топилин говорил, что в России «всерую» работает около 15 млн человек, из-за чего бюджет теряет 500 млрд руб. взносов в год.​

В конце зимы 2017 года Ольга Голодец в интервью телеканалу РБК заявила, что вопрос введения «налога на тунеядство» уже не обсуждается». «Мы сейчас эту тему не обсуждаем», — сказала она в ответ на соответствующий вопрос. Сейчас пресс-секретарь Голодец заявил РБК, что поручение Медведева также не означает возвращения правительства к обсуждению темы «налога на тунеядство».

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал РБК, что администрация президента сформулирует позицию по поручению Медведева после того, как министерства представят свои предложения. В четверг Владимир Путин заявил, что финансирование здравоохранения должно вырасти до 4–5% ВВП.

В правительстве готовы финансировать взносы в ОМС за пенсионеров, студентов и безработных из федерального бюджета. Сейчас лечение этих категорий населения — более 50 млн человек — финансируют регионы. Федеральное финансирование — 500 млрд руб. в год,— которое, очевидно, предполагается получить от пенсионной реформы и увеличения НДС, позволит регионам сократить разницу в стандартах здравоохранения. Это сильный аргумент правительства в дискуссии о будущем социальной сферы — платежи за неработающих являются одной из самых значимых проблем бедных регионов.

Читайте также:  Сколько денег у президента россии

Минфин готов профинансировать страховые выплаты по ОМС за неработающее население на федеральном уровне — с таким неожиданным заявлением вчера выступил вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов в Совете федерации. По его словам, правительство готовит нацпроекты во исполнение майского указа президента Владимира Путина, в них будут конкретизированы основные задачи развития страны как федерального уровня, так и регионов. «Мы готовы рассмотреть вопросы о совершенствовании разграничения полномочий между федерацией и регионами. В первую очередь централизовать взносы за нерабочее население на федеральном уровне, в первую очередь по части пенсионеров»,— заявил первый вице-премьер. По его словам, на это ежегодно потребуется около 500 млрд руб., смысл централизации — в том, чтобы «обеспечить баланс между передаваемыми в регионы обязательствами по национальным проектам».

Сейчас взносы в систему ОМС за неработающее население по единому тарифу платят бюджеты регионов — в отличие от занятых, чей тариф финансируется страховыми отчислениями (5,1%) от зарплат. По законодательству к неработающим отнесены дети, пенсионеры, студенты, зарегистрированные безработные, граждане, занятые уходом за детьми до трех лет, инвалидами и пожилыми людьми. К той же категории причислены не работающие по трудовому договору и не зарегистрированные в органах занятости — за исключением военнослужащих. Объем неработающего населения рассчитывается как разница между всем населением региона и теми, кто учтен как плательщик в системе учета Пенсионного фонда. Взносы на оплату медуслуг для этой категории могут составлять до 40% бюджета ФОМС — и от 1,3% (Москва) до 10% (Алтайский край) бюджета региона.

Около трети бюджета здравоохранения в РФ тратится неэффективно

Нагрузка в виде необходимости оплачивать здравоохранение для неработающих существенно ограничивала и возможности регионов заниматься чем-либо еще и обеспечивать в стране общие стандарты здравоохранения — региональные составляющие ОМС отличаются от региона к региону. В федеральном фонде ОМС (он собирает взносы и распределяет их в территориальные фонды) на эти цели в 2018 году запланированы расходы в 620 млрд руб., в 2019-м — 670 млрд руб. Предложения Минфина несколько меньше — тем не менее фактически речь идет о том, что федеральные власти вообще снимут с регионов эту нагрузку. Источники такой щедрости центра очевидны — это и средства от повышения НДС с 18% до 20%, и экономия на будущих трансфертах пенсионной системы в силу повышения пенсионного возраста. Фактически идея Антона Силуанова вписывается в главное социальное предложение правительства по пенсионной реформе, которое пока прямо не формулируется: Белый дом предлагает удовлетворить запросы населения на более качественное здравоохранение в обмен на увеличение пенсионного возраста, и в первую очередь это — предложение регионам, а не крупным городам, где продолжительность жизни уже достаточно высока.

Идея оптимизировать платежи за неработающих обсуждалась в правительстве еще несколько лет назад. В качестве радикального варианта реформы Минтруд предлагал переложить платежи на население, но пока достигнута только договоренность начать постепенно сверять базы данных ФОМС, Пенсионного фонда и ФСС, чтобы определить тех, кто работает в тени, имеет доходы и мог бы оплачивать тариф самостоятельно.

Критику и экономию за счет страховщиков в ОМС взвесят в Белом доме

Инициатива Минфина, по-видимому, будет развиваться параллельно и с этим, и с другими проектами по «обелению» трудящихся — например, введением для самозанятых специального налогового режима (подробнее см. “Ъ” от 4 мая). Впрочем, даже если эта работа будет успешной, она затронет только малую часть тех, кто не платит в ОМС — в совокупности это более 50 млн человек. Указанная главой Минфина сумма расходов на их лечение вполне позволит покрыть стоимость годового тарифа (в среднем около 3–5 тыс. руб.).

Читайте также:  Мкб пушкино курс валют на сегодня

Параметры торга с регионами по бюджету неокончательны. Так, господин Силуанов предложил сохранить действие введенной в 2017 году нормы о централизации одного процентного пункта из региональной части налога на прибыль (см. “Ъ-Онлайн”). Очевидно, к июлю, когда проект бюджета на 2019–2021 годы будет сверстан в общих чертах, появятся и дополнения к формуле «разменов». Пока точно не определена «региональная доля» в нацпроектах, говорить о том, в какой степени может быть решена проблема региональных диспропорций в ОМС, невозможно. Проблемной стороной предложения является новое отклонение от страховых принципов здравоохранения в РФ: федеральная дотация на сотни миллиардов рублей в год вновь отдаляет систему от обеспеченности тарифом ОМС.

Анастасия Мануйлова, Татьяна Гришина, Дмитрий Бутрин

Федеральный процент налога на прибыль сохранится надолго

Сохранение федерального процента налога на прибыль должно дать Белому дому резерв для выравнивания бюджетной обеспеченности беднейших субъектов РФ. Напомним, начиная с 2017 года по 2020 год включительно в федеральный бюджет зачисляется налог на прибыль по ставке 3% (ранее — 2%). Регионы же в этот период получают 17% в случае неприменения пониженной ставки (ранее — 18%). Как говорится в исследовании агентства АКРА по итогам исполнения бюджетов российских регионов в 2017 году, в результате такого перераспределения доходы федерального бюджета по этому виду налога в 2017 году выросли на 55% (на 271 млрд руб.) с уровня 2016 года — хотя при введении нормы федеральный центр оценивал потенциальные поступления скромнее. Росту федеральной части сборов способствовало увеличение поступлений в 2017 году налога на прибыль на 18,8% (3,3 трлн руб.) (данные ФНС). Перераспределение происходит за счет «богатых» регионов — Москвы, Тюменской области, Сахалина и проч. в пользу регионов с дефицитом. Согласно бюджету на 2018–2020 годы, тройку лидеров по дотациям возглавил Дагестан (59,06 млрд руб.), за ним следуют Якутия (43,94 млрд руб.) и Камчатский край (39,36 млрд руб.). Всего на такие дотации в 2018 году запланировано 645,1 млрд руб.

Глава Счетной палаты России Татьяна Голикова на конференции в Москве, ноябрь 2016 года

Обсудить подходы и поговорить про реформы любят все — и эксперты, и чиновники. На Апрельской международной конференции по проблемам развития экономики и общества в ВШЭ большинство экспертных дискуссий проходили примерно в таком ключе.

Бизнес громит налоговый маневр

Говорить о конкретных мерах не любит никто.

На «круглом столе» «Государство и экономическое развитие» присутствовали министр экономического развития Максим Орешкин и министр финансов Антон Силуанов. На вопросы модератора — ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова — они предпочитали отвечать крайне обтекаемо или вообще говорить о чем-то своем.

Напомним, что ведомство Орешкина разрабатывает программу стимулирования экономического роста до 2024 года, а на днях выпустило прогноз до 2020 года.

Но про экономику министр заявил следующее: «Экономика через 10–15 лет будет построена вокруг человека».

Если экономика прошлого века — это экономика машин, станков и оборудования, то экономика будущего — это экономика вокруг человека. Государство должно меняться.

При проведении приватизации, на его взгляд, важно сохранить конкурентные условия — ни в коем случае нельзя продавать естественному монополисту.

«Мы прекрасно знаем из экономической теории, что после этого будет происходить максимизация прибыли монополиста с потерями для общества. Поэтому в процессе приватизации надо двигаться вперед, но в первую очередь надо смотреть на вопросы конкуренции и ставить их на первый уровень», — сказал он.

Единственной конкретной информацией, которой поделился глава Минэкономразвития, стало сообщение, что сейчас готовится законопроект о контрольно-надзорной деятельности, который в первую очередь ориентируется на то, «чтобы изменить характер работы органов, чтобы перевести их на характер превентивной работы, то есть предотвращение правонарушения, а не наказание за правонарушение».

По словам Орешкина, министерство предлагает перейти на риск-ориентированный подход для большинства видов надзора.

Читайте также:  Московский кредитный банк пятигорск

«Задача контролеров одна — найти и наказать»

«В законопроекте предлагается делать так называемые «белую» и «черную» книги надзора по каждому виду, которые предполагают, что в «белой» книге прописывается, как нужно поступать, особенно в каких-то спорных случаях, чтобы не нарушить требования. А «черная» книга будет содержать наиболее часто встречающиеся нарушения. Задача таких документов — помогать проверяемым не наступать на грабли тех, кто нарушил те или иные требования», — рассказал Орешкин и покинул «круглый стол».

В таком же ключе выступали и Антон Силуанов, и его бывший шеф Алексей Кудрин.

Неожиданным получилось выступление главы Счетной палаты Татьяны Голиковой. Она, в частности, прокомментировала предложения по бюджетному маневру, подразумевающему увеличение расходов на здравоохранение и образование.

«Сегодня тот закон о бюджете, который мы имеем, не предполагает никакого бюджетного маневра ни в пользу образования, ни в пользу здравоохранения», — отметила Голикова.

Глава Счетной палаты напомнила, что уже началась подготовка к новому бюджетному циклу 2018–2020 годов. Во второй половине года правительство должно представить парламенту и правительству стратегию развития секторов экономики.

«Пока мы только слышим, что надо осуществить бюджетный маневр в пользу образования и здравоохранения, но не понимаем, как этот маневр, в рамках каких ресурсов и за счет каких источников, может быть осуществлен», — отметила она.

Если говорить об образовании, то оно финансируется в основном за счет региональных бюджетов, а здравоохранение за счет страховых взносов работодателей и субъектов Федерации, которые выплачивают их за неработающее население, в Фонд обязательного медицинского страхования.

По данным Татьяны Голиковой, за счет работодателя в систему ОМС ежемесячно поступает на одного наемного работника 1423 руб., а за неработающего — 603,5 руб. Плюс 311 руб. население само легально платит в месяц за медицинские услуги.

Бизнес хочет кандидата и программу

Татьяна Голикова предложила освободить регионы от уплаты страховых взносов в систему ОМС. И это была одна из немногих конкретных инициатив, прозвучавших на конференции.

«Сегодня за неработающее население платят субъекты РФ. Это достаточно большая сумма. Вдумайтесь — это 618 млрд руб., это почти 7% расходной части бюджета. Начиная с 2012 года эти платежи возросли в 2,2 раза.

Но это несвойственные для субъектов РФ платежи. И мне кажется, что настало время подумать, чтобы освободить субъекты от несвойственной им функции страхования неработающего населения, — отметила она. — Что это означает? Это означает, что мы должны найти иной источник, и это, кстати говоря, нам под силу. Что касается бюджетов регионов, то они смогут высвободить достаточно большой ресурс, который сегодня у них отвлекается на эти цели, в том числе чтобы осуществить тот самый бюджетный маневр, но в отношении образования и, скажем, тех инвестиционных расходов, которые они сегодня практически обнулили в своих бюджетах».

С более радикальным предложением выступил Ярослав Кузьминов. Он рассказал, что, по данным опроса, который провели специалисты ВШЭ в декабре 2016 года, 51% граждан были бы готовы отчислять дополнительно 2% своих доходов на повышение качества медицины, помощь бедным, образование, строительство и ремонт дорог и прочие цели при условии общественного контроля над этими расходами.

«Не созрел ли у нас потенциал, чтобы ввести местные налоги и сборы на уровне муниципалитетов? Мы долго говорим, что мы совсем обезводили наши муниципалитеты, но смотрите какая общественная готовность», — подчеркнул ректор ВШЭ.

Большинство экспертов сочли это предложение заслуживающим внимания.

К сожалению, более прагматичную и технологичную инициативу Счетной палаты обсуждать предметно не стали. Возможно, правительство вернется к этому в ходе дискуссии по поводу нового бюджета и готовящихся программ социально-экономического развития страны.